<

Научно-исследовательская и творческая работа студентов

IX Студенческая научно-практическая и творческая конференция «Композиторы XX века: традиции и новаторство»

Положение внутривузовского конкурса работ по музыкальной критике и журналистике «Проба пера» (сентябрь 2015 — май 2016 гг.)

Научно-исследовательская и творческая работа студентов ВШМ рассматривается как одно из эффективных средств повышения качества подготовки специалистов и резерва научно-педагогических кадров.

Для повышения эффективности научной деятельности студентов в школе проводятся различные мероприятия, способствующие выявлению и развитию научного потенциала студентов, а также повышающие мотивацию к занятиям исследовательской деятельностью.

   За последний период Научное Студенческое Общество Высшей школы музыки осуществляло деятельность в соответствии с Уставом ВШМ и Положением о работе НТСО, утвержденным Ученым советом института. Основными целями и задачами являются: профессиональная ориентация студентов, развитие их творческого потенциала, совершенствование и применение на практике полученных знаний и навыков, что позволяет повышать качество подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием.

   Так, начиная с 2007 года, проводятся студенческие научно-практические конференции, посвященные различным актуальным вопросам музыкального искусства, исполнительства и образования. Численность студентов, участвовавших в научной деятельности за годы проведения, составляет более 270 человек. Отличительной чертой студенческой конференции Высшей школы музыки является то, что в ней наряду со студентами вуза принимают участие школьники (начиная с 8 класса), а также приглашаются участники из Музыкального колледжа им. М. Н. Жиркова и СВФУ. Это дает возможность общению студентов между собой, обмену опытом и интеграции мнений студенческого сообщества разных уровней. Координацию деятельности конференций осуществляет проректор по научной работе и руководители кафедр.

   За прошедший период ВШМ проведено 5 конференций: «Студенческие музыкальные чтения», «300 лет фортепиано», «Учитель и ученик», «Классика и современность: проблемы анализа, интерпретации и исторических связей», «Личность и творчество».

   В своих докладах студенты рассматривают вопросы развития музыкального искусства в историческом контексте, а также в связи с развитием других видов искусства, литературы, философии и эстетики. Многие обращаются к вопросам методики преподавания, музыкальной педагогики и новых педагогических технологий.  Большой интерес студентов вызывают темы связанные с теоретическим, исполнительским и методическим анализом произведений композиторов разных эпох и стилей.  Традиционно в каждой конференции присутствуют выступления с результатами исследований музыки композиторов Якутии.

   По результатам выступлений ежегодно определяются лучшие работы студентов. Среди них можно, к примеру,  выделить следующие:

— «Гегель и Бетховен. Фортепианные произведения Бетховена как воплощение эстетических взглядов эпохи» Н. Ин-Кон-Чан (11 класс, КСФ,2009), рук. Е. А. Татаринова.

— «Курс фортепиано в комплексном воспитании оркестранта» М. Дедюкиной (11класс, ОСИ, 2009), рук. А. В. Варламова.

— «Современный рояль. Фирмы и особенности механики рояля разных фирм» Р. Корякиной (3 курс, КСФ,2009), рук. Л. В. Иноземцева.

— «Творческие воззрения М. И. Глинки» В. Гаврильева (КОДУИ,2010), рук. В. Ф. Беляев.

— «Из истории развития русской национальной вокальной школы пения с XVI века до  XIX века» М. Ивановой (КСП,2010), рук. А. Е. Ильина.

— «Роль тональностей в сюжетной композиции ХТК И. С. Баха» И. Сабаниной (7 класс, КСФ, 2011), рук. З. Г. Павлова.

— «Влияние личностей Торакусу Ямаха, Шиничи Сузуки, Хидео Сайто на систему музыкального образования Японии» У. Тайшиной (1 курс, МП, 2012), рук. З. И. Кириллина.

   Даже этот неполный список работ свидетельствует о широком диапазоне интересов и научных устремлений студентов.

Материалы конференций публикуются — изданы четыре сборника материалов с названием, соответствующим теме конференции:

«Студенческие музыкальные чтения»: сб. материалов I НПК от 17 апреля 2007 г. Якутск: РИЦ АРКТИКА, 2009 — 75 с.

«Студенческие музыкальные чтения: 300 лет фортепиано»: сб. материалов II НПК 8 апреля 2009 г. Якутск: РИЦ АРКТИКА, 2010.

«Учитель и ученик»: сб. материалов III НПК от 14 апреля 2010г. Якутск: РИЦ АРКТИКА, 2011.—80с.

«Классика и современность: проблемы анализа, интерпретации и исторических связей» вып.4, 1-2 ч.: сб. материалов IV НПК 16 апреля 2011 г. Якутск: РИЦ АРКТИКА, 2012.

 Подготовка к изданию осуществляется редколлегией в состав которой входят И. И. Наумов, А. С. Ларионова, А. В. Варламова, З. Г. Павлова, Л. В. Иноземцева.

 В рамках научно-методической работы ежегодно проводятся теоретические и гуманитарные олимпиады под общим названием «Сесилийские игры», в честь покровительницы музыкантов святой Сесилии. В нем принимают участие студенты 1-4 курсов. Инициатором и организатором олимпиады является кафедра истории и теории музыки. В конкурсе используются как традиционные, так и интерактивные методы.

  Основной целью олимпиады явились не только активизация интереса к музыкально-теоретическим дисциплинам, углубление и закрепление знаний по общепрофессиональным дисциплинам, но и формирование профессиональных и общекультурных компетенций наряду с развитие научного и творческого потенциала студентов. Для этого в арсенале олимпиады имеются задания требующие умений и навыков научной и творческой работы – сочинение эссе на определенную тему, историко-стилистический целостный анализ музыкального произведения, сочинение музыкальных композиций (стилизация).  Общее количество участников Олимпиады за 4 года составило 129 студентов. Конкурс проводится в два тура, после второго определяются студенты, показавшие лучшие результаты по всем заданиям. За четыре конкурса званий лауреатов и дипломантов удостоились 14 студентов:

2009 – 1 место – Слепцов Алексей, 2 место – Иванова Мария, 3 место —  Захаров Василий . Звание дипломанта – Уарова Прасковья.

2010 –1 место – Слепцов Алексей, 2 место – Подиреча Юлия, 3 место – Ин-Кон-Чан Наталья. Дипломантами стали – Колодезников Ариан, Ефимов Александр, Иванова Мария.

2011 – 1 место – Ин-Кон-Чан Наталья, 2 место – Готовцева Снежана, 3 место – Колодезников Ариан.

2012 – Гран-при – Тайшина Ульяна, 1 место — Захарова Нина, 3 место – Ин-Кон-Чан Наташа. Дипломанты – Протопопова Надежда, Мигалкина Алита и Иванов Олег.

   Среди эффективных методов развития научного потенциала студентов является обучение их анализу результатов собственной и чужой  деятельности, и определения области их применения к реальным задачам практической направленности.

  Для этой цели, начиная с 2011 года, в ВШМ издается студенческая газета «Музыкальные новости», требующая умения готовить материалы к публикациям с использованием современного программного обеспечения, средств визуализации. Студенты и учащиеся с большим интересом отнеслись к этой идее и активно включились в работу. В газете публикуются материалы в разных жанрах – эссе, статьи, рецензии, интервью, информационные заметки. В газете отражается, прежде всего, музыкальная жизнь школы и наиболее значительные события, происходящие не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами.


Авторизация
*
*
Перейти на страницу
Top