<

Самообследование ВШМ 2014

Скачать файл

 

Титульный лист

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Высшая школа музыки (институт) Республики Саха (Якутия)» является государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования (далее Институт) – некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в сфере культуры и образования и являющаяся образовательным учреждением высшего профессионального образования.

Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) создана Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30.12.1992 г. «О государственной поддержке сферы культуры и искусства в Республике Саха (Якутия)» и Постановлением Правительства РС (Я) от 10.09.1993 г. № 398 «Об открытии Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия)» в целях обеспечения учреждений искусства, культуры и образования специалистами в области музыкального искусства.

Учредителем Института является Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).

Официальное наименование Института на русском языке:

полное — государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Высшая школа музыки (институт) Республики Саха (Якутия)»;

сокращенное – ГБОУ ВПО «ВШМ РС (Я)»;

аббревиатура – ВШМ РС (Я);

официальное наименование Института на английском языке — «HighMusicschoolofRepublicofSakha (Yakutia)».

Место нахождения и почтовый адрес Института:

677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Покровский тракт, 16 км.

Контактные телефоны: (4112)-31-60-01, 31-60-03.

Email: vshkolamus@mail. ru

Официальный сайт:www.vschoolmus. ru

Ректор – заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия) Наумов Иван Иванович

ГБОУ ВПО «ВШМ РС(Я) им. В. А. Босикова» внесен в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) 08.11.2012г. (Свидетельство  серии 14 № 002040116) за основным государственным номером № 1021401055719.

Свидетельством Межрайонной ИФНС № 5 по Республике Саха (Якутия) (г. Якутск) серия 14 № 002001436 подтверждена государственная регистрация Института в качестве юридического лица в налоговом органе 03.11.1993г., ИНН 1435003792, КПП 143501001

Имущество Института является государственной собственностью Республики Саха (Якутия) и закреплено на праве оперативного управления. Земельный участок, необходимый для выполнения Институтом своих уставных задач, предоставляется на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2012г. № Р– 2226

Лицензия№ 0708 от 29 апреля 2013 г.,

серия 90Л01 № 0000759,

регистрационный № 1238-06

выданаФедеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Срок действия лицензии – бессрочно.

Учебное заведение аккредитовано на 6 лет – до 24 апреля 2019г.

Свидетельство о государственной аккредитации от 24 апреля 2013 г.

№ 0603, выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Тип образовательного учреждения — Образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вид образовательного учреждения –институт

Институт создан в целях обеспечения учреждений искусства, культуры и образования специалистами в области музыкального искусства.

 

Основными задачами Института являются:

а)удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурно-худо­жественном и духовно-нравственном развитии посредством получения среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования в области искусств с присвоением соответствующих квалификаций, установленных Государственными образовательными стандартами;

б)удовлетворение потребности общества и государства в высококвалифицированных специалистах с высшим и средним специальным образованием в области музыкального искусства, сочетающих глубокие знания гуманитарного, художественного профиля с разносторонней профессиональной подготовкой к выполнению различных видов исполнительской и педагогической деятельности;

в)  подготовка научно-педагогических кадров;

г) накопление, сохранение и  приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

д) выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук в области искусства посредством творческой деятельности научно-педагоги­ческих работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

е) организация научно-методической работы направленной на изучение, разработку и внедрение в практику новых методов преподавания видов искусства и подготовки специалистов всех уровней;

ж) осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава музыкальных учебных заведений, а также специалистов-музыкантов, работающих в концертных и театральных организациях;

з) формирование приоритета общечеловеческих ценностей, реализуемых в совместной учебной, концертно-исполнительской, научно-производственной, общественной деятельности студентов и преподавателей;

 

Институт является ведущим образовательным, культурным, научным и методическим центром.

Институт осуществляет свою деятельность во взаимодействии с российскими и зарубежными государственными, общественными, частными и другими организациями, учреждениями, органами искусства, культуры, образования и коммерческими фирмами в следующих направлениях:

а) выявление кадровых потребностей общества и их удовлетворение на базе созданной в Институте системы подготовки и дополнительного образования специалистов;

б) разработка актуальных проблем развития профессионального образования в области искусств, культурно-эстетического воспитания детей и молодежи;

в) изучение процессов развития культуры (отечественной и зарубежной); проведение силами сформированных Институтом исследовательских коллективов социологических исследований в сфере художественной жизни, приобщения массового слушателя и зрителя к академической музыке;

г) анализ художественно-коммуникационных процессов в области искусств в городе и на селе, выработка практических рекомендаций по оптимизации путей и средств распространения музыкального искусства.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА

Институт является многоуровневым вузом-комплексом, реализующим следующие образовательные программы:

Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) — среднего профессионального образования (повышенный уровень) — срок освоения — 10 лет 10 месяцев;

БАКАЛАВРИАТ

53.03.06 Музыкознание и музыкально – прикладное искусство

Профили: педагогика, музыковедение, компьютерная музыка и аранжировка

СПЕЦИАЛИТЕТ

ГОС — II

070101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: фортепиано, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты)

070103 Вокальное искусство (академическое пение)

ФГОС – III

53.05.01 Искусство концертного исполнительства. Специализации:

Фортепиано,концертные струнные инструменты ( по видам инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа), концертные духовые и ударные инструменты (по видам инструментов: флейта, кларнет, гобой, фагот, труба, тромбон, валторна, туба, ударные инструменты)

53.05.04Музыкально – театральное искусство

 

 

Контингент студентов вуза на 01.10.2014года.

Направления подготовки Код Специалист Бакалавр
Инструментальное исполнительство 070101 3
Вокальное искусство 070103  1
Музыкально – театральное искусство 070201  13
Искусство концертного исполнительства 073201 46
Музыкознание и музыкально – прикладное искусство 073000 12
Всего: 63 12

 

Имеющиеся в Институте основные образовательные программы по специальностям (направлениям подготовки) реализуются в соответствиис действующими государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Цели и задачи образовательных программ высшего образования по аккредитованным направлениям подготовки сформулированы в утвержденных и ежегодно обновляемых основных образовательных программах (ООП), при этом в рамках единого направления подготовки и специальности ООП разработаны отдельно для каждого профиля.

Постоянно ведется мониторинг уровня успеваемости студентов и подготовки выпускников. Вопросы, касающиеся по совершенствованию и обновлению рабочих учебных программ ежегодно обсуждаются на заседаниях выпускающих кафедр.

Внутренняя оценка реализации образовательных программ осуществляется в течение всего учебного года. Формами оценки являются зачеты, экзамены, академические концерты, концерты классов, участие в конкурсах и фестивалях, научно – практических конференциях.

Оценка успеваемости, знаний и компетенций студентов проводится на основе критериев, изложенных в Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов Института.

Перед зачетно – экзаменационными сессиями проводятся групповые и индивидуальные консультации.

Мониторинг уровня освоения профессиональных компетенций студентами Института подтверждает качество реализации образовательных программ.

Студенты участвуют на всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, занимают призовые места, что показывает высокий уровень профессиональной подготовки обучающихся.

 

Участие в республиканских, региональных, всероссийских и международных конкурсах:

Всего участников из них:
Гран-При Лауреаты Дипломанты Грамота за участие
Республиканские — 1 23 19 4
Региональные 0
Всероссийские
Международные — 5 14 7 0 7
Всего:          

 

Международные конкурсы
Название конкурса, город, дата Фамилия, имя Специальность, препод. Результат
 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

VIII Международный конкурс  молодых музыкантов – исполнителей , г. Владивосток,  02- 07 апреля 2014 г.

Сажин Анатолий виолончельКошелева О.Г. II
Николаева Анна виолончельКошелева О.Г. III
СаввиновАйыллаан виолончельКошелева О.Г. III
Неустроева Анастасия (ВУЗ) флейтаДедюкина Л.В. II
Андреева Вилена кларнетБеляев В.Ф. Грамота за участиево II  туре
Пестерев Алексей трубаКарев  А.Г. Грамота за участиево II  туре
Демина Анастасия фортепианоГригорьева М.Н. Грамота за участие
Данилов Константин фортепианоГерасимова А.И. Грамота за участие
Горский Павел кларнетБеляев В.Ф. Грамота за участие
МигалкинаАлита (ВУЗ) вокалГерасимова П.И. Грамота за участие
2 II Международный конкурс по видеозаписям, г.Омск1 апреля 2014 г. Бочкарева Сардана (ВУЗ) вокалЯковлева Е.В. III
3 Международный форум«Музыкальное образование и педагогика»,

11-21 июня, 2014 г.

г.Лемпяала (Финляндия)

Трофимова Александра фортепиано

Упхолова Ю.М.

 

II

4 Международный конкурс «VivaMusic», г.Монтенегро (Черногория), 25 июня – 2 июля 2014 г. Едукин Николай (ВУЗ) фортепиано

Попова Г.Ю.

 

I
5 Международный конкурс – фестиваль молодых исполнителей на духовых и ударных инструментов «Сибирские музыкальные ассамблеи» 23 – 29 ноября 2014 г., г.Новосибирск. 

 

 

 

 

 

Никулина Анастасия  (ВУЗ) труба

Сивцев И.Д.

участница
Название конкурса, город, дата Фамилия, имя Специальность преподаватель Результат
Региональные конкурсы
Название конкурса, город, дата Фамилия, имя Специальность преподаватель Результат
1 IX Межрегиональный фестиваль–конкурс оркестров и ансамблей, посвященный IВеликорусскому  оркеструим.В.В. Андреева и 35-летию Союза композиторов  РС (Я), г.Алдан, февраль 2014 г. Квартет  флейт 1.Готовцева Ульяна  флейта

Дедюкина Л.В.

  

Гран–При

 

 

2.Адамова Виктория
3.Неустроева Анастасия
4.Дедюкина Л.В.
Республиканские конкурсы
Название конкурса, город, дата Фамилия, имя Специальность преподаватель Результат
 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

XIV Республиканский открытый конкурс молодых  исполнителей

«Новые имена Якутии»

г.Якутск, 9-12 января  2014 г.

1.Баишева Юлия скрипкаСеров М.В. III
2.Адамов Алексей фаготСеменов А.В. I
3.Шепелев Владислав трубаКарев А.Г.  III
4.Пестерев Алексей трубаКарев А.Г. II
5.Игнатовец Олег тромбонКузьмин А.Э. II
6.Другина Ольга  (ВУЗ) юный композиторКсенофонтов В.В. II
7.Матвеева Кира юный композиторМихеев Н.А. I
8.Родионова Настя юный теоретикТайшина У.С. II
2 IV Республиканский конкурс академического пения МигалкинаАлита  (ВУЗ) вокалГерасимова П.И. Гран – при 
Зиненко Анна I
Щербакова Марина II
Безручко Татьяна III

 

Качество реализации образовательных программ обеспечивается высококвалифицированнымпрофессорско – преподавательским составом, компетентность которого подтверждается учеными званиями и степенями, почетными званиями, государственными и ведомственными наградами.

Научно – исследовательской работе студентов  (НИРС) уделяется особое внимание, как фактору углубления профессиональной подготовки молодых специалистов. НИРС является непременной составной частью процесса обучения в целом. Тематика курсовых и дипломных работ студентов отражает общее направление научных исследований кафедр. Студенческая научно – исследовательская работа формирует учебную среду, которая влияет на развитие личности, на процесс подготовки специалистов, выявляет наиболее способных студентов для дальнейшего обучения в аспирантуре.

Трудоустройство выпускников является основным показателем подготовки высокопрофессиональных кадров. Большинство студентов старших курсов совмещают обучение с профессиональной деятельностью в концертных и образовательных организациях города Якутска, что подтверждает их высокую востребованность в отрасли культуры и искусства еще до окончания учебного заведения.

Институт поддерживает связь с организациями,  учреждениями, в которых работают выпускники. По отзывам работодателей, выпускники Института имеют хорошую теоретическую, практическую подготовку, обладают достаточными профессиональными знаниями и навыками, обладают такими качествами как аккуратность, организованность, ответственность, активность, умение решать поставленные задачи в срок, коммуникабельность и т.д.

Согласно справки Центра Занятости г. Якутска на 01.10.2014г., выпускников ВШМ, состоящих на учете не зарегистрировано.

 

Данные о распределении выпускников института на 2014 год.

Год СпециальностьСпециализация ККол-во выпускник Место работывыпускников Кол-воспециа­лис­тов
1 2 3 4 5
2014 070101       Инструментальное   исполнительство
Фортепиано 3 Детская музыкальная школа г. Нерюнгри 2
Аспирантура СПбК им. РО. Корсакова 1
Оркестровые струнные инструменты 1 Государственный ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии»
Оркестровые духовые инструменты 5 Государственная филармония РС(Я)
Государственный театр оперы и балета им. С. Омоллоона
070103Академическое пение 1 Государственный вокальный ансамбль «Туймаада» 1

 

Образовательные программы полностью обеспечены учебно – методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам. Каждый студент имеет доступ к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин и доступом к сети Интернет, обеспечен доступом к электронно – библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам, которые действуют на основе договоров с правообладателями учебной и учебно – методической литературы.

Важным источником информации для вуза являются периодические издания. Регулярно два раза в год библиотека проводит подписную компанию. По мере появления новых газет и журналов по профилю вуза расширяется перечень выписываемых изданий. В настоящее время в библиотеке института среди изданий периодической печати — 51 единиц газет и журналов гуманитарного профиля, в том числе 14 единицы по профилю вуза: «Музыка и время», «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Фортепиано», «Музыкальное просвещение»,   «Музыка в школе», «Музыка и электроника», «Нотный альбом» и др.

Все научно-методические и учебно-методические работы специалистов института  представлены в библиотеке ВШМ, читальном зале и активно используются в учебной и научно-исследовательской работе.

Наряду со стационарным обслуживанием, библиотека использует информационное обслуживание по системе МБА. Ею пользуются преподаватели, обучающиеся и студенты. Институт получает по системе МБА литературу из фондов Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия).

Читальный зал института рассчитан на 40 посадочных мест, оборудован персональными компьютерами, соединенными локальной сетью с библиотечной компьютерной программой. Фонд читального зала, включающий справочные, учебные и другие издания, необходимые для обеспечения информационных потребностей студентов и преподавателей, составляет 1.500 экземпляров.

Здесь формируются фонды: авторефератов диссертаций, текстов кандидатских диссертаций, периодических изданий (в числе которых профильные журналы), научных работ преподавателей ВШМ, дипломных рефератов студентов и др. Фонд специальных периодических изданий не списывается, так как представляет собой уникальный материал для научных исследований.

Активно идет работа по вводу фонда библиотеки в базу данных электронного каталога по версии  ИРБИС-64.

Составлены договора для совместного пользования библиотечно — информационных ресурсов с Арктическим институтом культуры и искусства, Якутским музыкальным колледжем имени М.Н. Жиркова, СВФУ им. М. К. Аммосова и Национальной Библиотекой РС(Я).

Достигнут высокий уровень квалификации преподавателей. Достаточная компетентность профессорско – преподавательскогосостава в областях знаний, охватываемых образовательными программами, подтверждается ежегодными результатами итоговой государственной аттестации (ИГА), успешными выступлениями студентов на многочисленных творческих конкурсах, активным вхождением в социальную и культурную сферы, престижным трудоустройством

Данные по профессорско – преподавательскому составу программ высшего профессионального образования:

На 01.04.2015 г. в Институте на вузовской ступени работают 64 преподавателя,

в том числе:

профессоров — 8

доцентов — 14

имеют ученую степень доктора наук — 3

ученую степень кандидата наук – 10

почетные звания – 33

лауреатов международных и всероссийский конкурсов — 19

 

Наименование Количество
Народная артистка СССР 1
Заслуженный деятель искусств РФ 5
Заслуженный артист РФ 2
Заслуженный деятель искусств РС (Я) 7
Народный артист Республики Саха 1
Заслуженный артист РС (Я) 8
Заслуженный работник культуры РС (Я),   образования РС (Я) 6
Академик академии Духовности РС(Я) 2
Члены Союза композиторов России 4
Лауреаты Государственной премии РС(Я) 4
Лауреаты международных и всероссийских конкурсов 19

 

 

Качественный состав педагогических работников

Год Всего Докторов наук Профессоров Кандидатов наук Доцентов Лицс почетными званиями Лауреаты % лицс учеными степенями, званиями
2012  69 3 3 7 11 21 45 – 65.2%
2013 65  3 7 8 18 17 53 – 81.5% 
2014 64 3 8 10 14 33 19 77.0%

 

Кадровая стабильность и повышение профессионального уровня преподавателей ВШМ — следствие политики администрации Института, ориентированной на укрепление научно-педагогического потенциала.

Проводится систематическое повышение квалификации профессорско– преподавательского состава. Обеспечено участие преподавателей в совместных международных проектах, зарубежных стажировках.

За отчетный период с 1 апреля 2014г. по 1 апреля 2015г. руководители, преподаватели, вспомогательный персонал  ВШМ  прошли курсы повышения квалификации в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Магнитогорска, а также в Институте образования и повышения квалификации РС(Я).

 

Сведения о повышении квалификации за последние 3 года

 

Годы Всего Руководители Педагогические работники
2013 59 2 27
2014 57 2 55

 

 

Программы среднего профессионального образования

 

1 070102 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: фортепиано, оркестровые струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа), оркестровые духовые инструменты ( флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба,ударные инструменты)
53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

 

Контингент обучающихся СПО на 01.10.2014г.

Код Наименование специальности,специализации; квалификация Год начала подготовки Формаобучения Срокобучения Кол-во студент
070102 Инструментальное исполнительство(фортепиано)  1993 очная 10 лет10 мес.

 

46
070102 Инструментальное исполнительство (оркестровые струнные инструменты) 1993 очная 10 лет10 мес.

 

58
070102 Инструментальное исполнительство(оркестровые духовые и ударные инструменты) 1993 очная 10 лет10 мес.

 

65
    Всего: 169

Образовательный процесс по специальностям СПО обеспечивают предметно – цикловые комиссии. В рамках их деятельности ведется работа по организации практической подготовки студентов, совершенствованию учебно – методического обеспечения реализуемых программ. Постоянно обновляется учебно – методическая документация: рабочие программы, учебно – методические комплексы дисциплин, междисциплинарных курсов и практик.

Содержание самостоятельной работы обучающихся (экзаменационные билеты, контрольно – измерительные материалы и др.) соответствуют общим и профессиональным компетенциям, требованиям к знаниям, умениям выпускников в соответствии с ГОС (ФГОС) СПО.

Практика организуется в соответствии с учебными планами и рабочими программами. В качестве баз исполнительской и производственной практики используются концертный зал Института, классы педагогической практики, Детская школа искусств №1, образовательные школы, концертные залы средних профессиональных учебных заведений г. Якутска на основе договоров о сотрудничестве.

Производственная практика студентов школы и института проводятся в учреждениях культуры, искусства и образования на основе заключенных долгосрочных договоров:

№документа Организация Датадокумента Дата окончания срока договора
1 2 3 4
1 АУ «Государственный ансамбль скрипачей РС(Я) «Виртуозы Якутии» 01.09.2009г. 01.09.2016г.
2 Государственный вокальный ансамбль «Туймаада» 01.09.2007г. 01.09.2016г.
3 Государственная филармония Республики Саха (Якутия) 03.09.2011г. 03.09.2016г.
4 Якутский музыкальный колледж им. М. Н. Жиркова 20.09.2006г. 01.09.2016г.
5 Государственнный театр оперы и балета им. Д. К. Сивцева — С. Омоллоона 05.09.2011г. 05.09.2016г.
6 Государственный цирк Республики Саха (Якутия) 03.09.2011г. 01.09.2016г.

 

По всем направлениям подготовки соблюдаются установленные формы аттестации студентов.

Анализ результатов текущего контроля успеваемости обучающихся показывает высокий процент успеваемости и промежуточной аттестации.

 

Итоги успеваемости учащихся Высшей школы музыки РС(Я)

по общеобразовательным и музыкально – теоретическим дисциплинам

за 2013-2014 уч.гг.

Классы всего успев неусп хорошо отлично %успев. %качеств
1 класс 17 17 10 3 100 76.4
2 класс 20 20 14 100 70.0
3 класс 20 20 7 2 100 45.0
4 класс 13 13 8 100 61.5
70 70 39 5 100 62.8
5 класс 11 11 3 1 100 36.4
6 класс 9 9 2 100 22.2
7 класс 11 11 100 0
8 класс 14 14 8 100 57.1
9 класс 16 16 7 100 43.7
61 61 20 1 100 34.4
10 класс 16 16 7 100 43.7
11 класс 13 13 7 1 100 61.5
  29 29 14 1 100 51.7
По школе 160 160 73 7 100 50.0

 

 

Успеваемость по отделениям

Отделения Всегообуч-ся Успевают Не успевают %усп-сти Хор.отл. %качества
ОФ 44 44 100 30 68.2
ОСИ 48 48 100 23 47.9
ОДИ 68 68 100 27 39.7

 

Анализ результатов ГИА свидетельствует о достаточно высоком профессиональном уровне подготовки выпускников. Дипломные программы по всем государственным экзаменам (исполнение сольной программы, выступление в составе камерного (духового) ансамбля, концертмейстерская подготовка) разнообразны по музыкальным и художественным достоинствам, стилю, форме, включают произведения русских и зарубежных композиторов, сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов, а также сочинения якутских композиторов.

По мнению Председателя ГИА Заслуженного деятеля искусств РФ,Профессоракафедры камерного ансамбля и струнного квартета РАМ им. Гнесиных

Г. А. Федоренко  все выпускники показывают высокий уровень музыкальной, технической, артистической подготовки, высокую исполнительскую культуру.

Результаты  ГИА  выпускников СПО Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) – 2014г.

№№ ФИОвыпускников

 

Отделение

 

 

Исполнениесольной

программы

Выступв составе камерн

ансамбл

Концертмейстерский  класс Выступ  в составе  духов.ансамб Педагогподготовка
1 ДаниловКонстантин  Игоревич ОФ 8 9 7 7
2 ДьячковскаяАлина  Прокопьевна ОФ 9 10 9 8
3 КозловскаяСветлана  Александровна ОФ 6 7 6 9
4 СлепцоваМарианна  Васильевна ОФ 8 7 7 8
5 ВинокуроваЛюдмила  Леонидовна ОДИ 8 8 9
6 ИвановаЕкатерина Анатольевна ОДИ 6 6 5
7 НоеваТатьяна  Юрьевна ОДИ 9 10 8
8 СивцеваАйталина  Федоровна ОДИ 10 10 8
9 СлепцовВячеслав  Николаевич ОДИ 9 10 7

 

Выпускники продолжают обучение в Институте, отдельные выпускники в других вузах по профилю (РАМ им. Гнесиных, МГК им. П. И. Чайковского, Санкт – Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского – Корсакова, Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова).

Преподавательский состав укомплектован преподавателями, обладающими опытом практической работы, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин.

 

 

Научно – исследовательская и творческая деятельность

Научно – исследовательская и научно – методическая работа Высшей школы музыки РС(Я) ориентирована на решение актуальных проблем музыкального исполнительства, творчества и образования. В связи с этим в плане работы все мероприятия распределены по нескольким разделам:

  • Мероприятия научного направления;
  • Творческие проекты, приравненные к монографиям;
  • Научно – методическая работа;
  • Научная работа студентов;
  • Издательская деятельность

 

В целом, отмечая работу ВШМ по научному и научно-методическому направлению, хотелось бы акцентировать внимание на нескольких положительных фактах:

  1. Был создан НМС, куда вошли все преподаватели, имеющие ученые степени (основники) — Варламова А.В., Спиридонова Л.С., Унарова Л.Д., а также аспирантка НГК Татаринова А.Д., что дает возможность решать проблемы организации научной и научно-методической работы коллегиально.
  2. Была проведена работа по регистрации ВШМ в научной электронной библиотеке для определения количества публикаций в реферативно-библиографической базе научного цитирования РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). РИНЦ — это национальная информационно-аналитическая система, аккумулирующая публикации российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из более 3 000 российских журналов. Российский индекс научного цитирования предназначен для обеспечения научных исследований актуальной справочно — библиографической информацией и оценки публикационной активности научно-исследовательских организаций и отдельных ученых.

В данной базе пока фигурируют следующие фамилии — Скрыбыкиной Ч.К.(1 статья, 2007), Спиридоновой Л.С.(2 статьи, 2010-11), Наумова И.И. (1 статья, 2013), Ларионовой А.С. и Унаровой Л.Д.(6 статей, 2012).

  1. Одним из значительных событий прошлого года стало получение дипломов «Золотая кафедра России» двумя кафедрами: кафедрой специального фортепиано (зав. кафедрой Упхолова Ю.М.) и кафедры специализированного и общего фортепиано (зав. кафедрой Варламова А.В.). Одним из условий конкурса явилось предоставление коллективных работ научного и научно-методического направления. В связи с этим кафедрами был представлен перечень коллективных работ, куда вошли такие издания как монография «Ю.Упхолова», нотное пособие «Детский альбом» и др.
  2. Были проведены методологические семинары для ППС выпускающих кафедр, а также для учителей и воспитателей. Это стало возможным в связи с появлением научного сотрудника в лице Унаровой Л.Д.

 

Мероприятия научного направления

Научная работа ВШМ выражается, прежде всего, в проведении научно-практических конференций и участия отдельных преподавателей в научных мероприятиях республиканского, российского и международного масштабов. За прошлый учебный год преподаватели  ВШМ приняли участие в 2-х конференциях:

21 марта 2014 г. —  состоялась I Республиканская научно-методическая конференция «Одаренные дети: подготовка к реализации в профессиональной деятельности».  Всего было заявлено 34 выступления, из которых 5 заочных. В пленарном заседании приняли участие: Левочкин В.В., зам. министра культуры РС (Я), Семенов Ю.И., зам. ген. Директора по НМР физико-математического форума «Ленский край», Петрова М.П., зам. руководителя отдела воспитания, дополнительного социального образования МО РС (Я), Манжуева Н.Ф., зам. директора ОРЦ МК и ДР РС (Я), Унарова Л.Д., доктор фил. наук, канд. пед. наук, научный сотрудник, зав. кафедрой ОГСЭ ВШМ РС (Я), Павлова З.Г., проректор по научно-методической работе ВШМ РС (Я), Ларионова А.С., доктор иск., зав. сектором якутского фольклора Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Во второй половине конференция продолжила работу по секциям (11 в секции №1, 13 – в секции №2), в которых приняли участие педагоги Музыкального колледжа им. М.Н. Жиркова, Хореографического училища им. А. и Н. Посельских, Художественного колледжа им. Романова, Национального художественного Музея им. Габышева, Детской школы искусств г. Мирного, а также Высшей школы музыки. Были обсуждены вопросы, связанные с воспитанием и обучением одаренных детей, на примере специализированных учебных заведений республики.

Всем участникам конференции (20 человек) вручены сертификаты. Подробный анализ о содержательной стороне конференции написано в обзорной статье Унаровой Л.Д. для журнала «Якутия музыкальная».

 

Участие ППС в научных и научно-практических конференциях, публикация статей в научных изданиях

Одним из важных направлений научной работы является участие ППС в конференциях, проводимых другими организациями и в других регионах:

17 апреля 2014 г. ЯМК (У) им. М.Н.Жиркова совместно с Союзом композиторов РС (Я) провелиВсероссийские педагогические чтения по двум  темам — «Работа над музыкальным произведением в процессе подготовки к исполнению» и «Педагогическая деятельность композиторов и музыковедов Якутии», посвященная 35-летию СК РС (Я). В этой конференции приняли участие преподаватели ЯМК и ВШМ (20 выступающих). Из ВШМ выступили 4 преподавателя и 3 студента: Варламова А.В. («Произведения якутских композиторов в учебно-педагогическом репертуаре»), Павлова З.Г. (Педагогическая деятельность якутских музыковедов»),  Скрыбыкина Ч.К. («Труды якутских композиторов и музыковедов в учебно-педагогическом репертуаре»), Кириллина З.И. («Педагогическая деятельность якутских композиторов»), Слепцова П.Н. («Произведения якутских композиторов в учебно-педагогическом репертуаре проекта «Музыка для всех»), Тайшина У.С. («Педагогическая деятельность Павловой З.Г.»), Корякина Ф.В. («Педагогическая деятельность музыковеда З.И.Кириллиной».

Кроме этого ряд преподавателей ВШМ приняли участие в различных конференциях и опубликовали свои статьи в различных изданиях:

Варламова А.В., приняла участие в IX Международной научной конференции «Перспективы развития вузовской науки и образования» (27.09.2013, Сочи). И была удостоена диплома профессора Академии естествознания; В сентябре-октябре 2013 г. участвовала в I Международном конкурсе «Наука о музыке-2013», проведенном филиалом РАМ им. Гнесиных в Ханты-Мансийске и стала лауреатом I премии в номинации «Музыкальное исполнительство» со статьей «Фортепианное искусство Якутии: истоки и пути становления» (10 с.).

Кроме этого Варламовой А.В. написаны и опубликованы статьи в различных изданиях:

  1. статья «20 лет творчества» в общероссийской газете «Играем сначала» (21.10.2013);
  2. статья «С музыкой в душе» в журнале «Аккредитация в образовании» (25.10.2013, Москва)
  3. статья «Фортепианное искусство Якутии» в сборнике «Наука о музыке – 2013» — Ханты-Мансийск: ООО «Авантаж», Южно-Уральское книжное изд-во, 2013.— 80 с. (58-63 сс.,)

— Упхолова Ю.М. выступила с устным докладом на тему «Проект «Музыка для всех»: пути реализации» в на конференции, проведенной в рамках  Международного конкурса пианистов в г.Лемпяяла, (Финляндия, 10-21.06.2014)

Спиридонова Л.С. — публикация статьи «Вокальный цикл В.Каца «Памяти П.Ойунского» в российском журнале «Культура и искусство сибирского города: традиции и современность», Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2012.— с.126-131

Унарова Л.Д. — написано 5 статей, опубликованных в различных изданиях:

— Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия): к постановке вопроса. – Всероссийская научно-практическая конфкеренция «История и историография России и Сибири в исследовательском и образовательном контекстах» — Новосибирск, март, 2014 г.

 

— Игры «Дети Азии»: социокультурный проект олимпизма // Проблемы евразийства и интеллигенция: материалы X международной научной конференции («Байкальская встреча»): в 2 т./отв.ред.И.И.Осинский. — Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2014 г. – т.2 – с.70-73.

— Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия): динамика развития // Региональная культурная политика: новые парадигмы: Материалы Международного симпозиума (12-14 сентября 2014 г.): в 2 т./науч.ред. Д.Ш Цырендоржиева. – Улан-Удэ: изд.БГУ, 2014. – т.1. — с.254-259.

— Одаренные дети: подготовка к реализации в профессиональной деятельности (обзор научно-методической конференции) // Жур. «Якутия музыкальная»

Большая научная работа проведена преподавателем кафедры истории и теории музыки Татариновой А.Д. — приняла  участие в 3-х научных конференциях:

1) Всероссийская научная конференция с международным участием «Коренные народы Северо-Западной Якутии и Таймыра: фольклорное наследие и проблемы этнокультурной идентичности» с докладом «Аудиоматериалы П.Е. Ефремова: к новым перспективам изучения фольклора коренных народов Якутии и Таймыра»;

2) Заседание оргкомитета ысыахаолонхо в Хангаласском улусе 13 февраля в г. Покровск Хангаласского улуса с докладом «Якутский круговой танец оһуохайХангаласского улуса: по материалам экспедиции «Современное состояние круговых танцев осуокай или Запевалы осуокая в памяти народной» 2010-2011 гг.»

3) Научно-творческая конференция с международным участием «Традиционная культура кочевых народов в системе художественного образования» 22 марта в г. Якутска в рамках культурологического форума «Культура и цивилизация Арктики» 19 – 27 марта с докладом «Вступительный раздел кругового танца оhуохайв исполнении И.М. Кутанова (запись СМФЭ 1977 года)».

Опубликованы 7 статей в различных изданиях, в том числе в журналах, входящих в перечень ВАК:

  1. Татаринова А.Д. Композиционные особенности якутского кругового танца оһуохай // Якутия музыкальная. – № 5, 2012-2013. – С. 74 – 78.
  2. Татаринова А.Д. Аудиоматериалы П.Е. Ефремова: к новым перспективам изучения фольклора коренных народов Якутии и Таймыра // Коренные народы Северо-Западной Якутии и Таймыра: фольклорное наследие и проблемы этнокультурной идентичности. – Якутск, 2013. – С. 23 – 26. (РИНЦ)
  3. Татаринова А.Д. Звуковысотная организация напевов якутского кругового танца оһуохай // Исторические, философские, политические и юридические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). – Тамбов: Грамота, 2013. № 12. Ч. 2. – С. 179 – 186. (РИНЦ)
  4. Ларионова А.С, Татаринова А.Д. Особенности пения Е.И. Кардашевского // УолДугуйбухатыыролонхо. – Якутск, 2014. – С. 178 – 187.
  5. Ларионова А.С, Татаринова А.Д. Таблица поющихся фрагментов олонхо «УолДугуйбухатыыр» // УолДугуйбухатыыролонхо. – Якутск, 2014. – С. 188 — 195.
  6. Ларионова А.С, Татаринова А.Д. Образцы нотных расшифровок // Уолдугуйбухатыыролонхо. – Якутск, 2014. – С. 196 – 205.
  7. «Современное состояние локальных разновидностей якутского кругового танца осуохай: по материалам экспедиционных записей 2009-2011 гг.» // Материалам II международной научно-практической конференции «Художественное образование в культурном пространстве Арктики». – Якутск, 2013. – С. 115.(РИНЦ)

В целом работа по научному направлению представлена достаточно широким спектром статей, опубликованных в различных изданиях, участием в научно-практических конференциях проводимых в других регионах России. Это, безусловно говорит о некоторой активизации научной деятельности ППС ВШМ.

Гранты

Участие в конкурсе на соискание Грантов является одной из важных направлений в научно-исследовательской и  научно-методической работе. За прошлый год было написано 5 заявок, 3 из которых выиграли. На основании Распоряжения Главы республики Е.Борисова «О присуждении грантов, выделяемых в рамках реализации государственной программы РС (Я) «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012-2017 годы», на 2014 год утверждены списки победителей конкурса творческих проектов, среди которых были и имена преподавателей ВШМ:

2013 г. 100,0 «Творческая школа пианистов» (участие в конкурсах творческих проектов государственной программы Республики Саха (Якутия) «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии» ) Павлова З.Г.
2014 100,0 «Музыкант. Учитель. Личность. Майя Иванова» (исследование педагогического и исполнительского творчества пианистки М.И.Ивановой)Направление «Личность. Культура. Общество» 22 сентября 2014 г. №950-РГ Герасимова А.И.
2014 100,0 Проведение мастер-классов ведущих профессоров вузов России в рамках РОКМИ «Новые имена Якутии»Направление «Образовательные проекты в сфере культуры и искусства», 22 сентября 2014 г. №950-РГ Сафронова Т.П.
2014 100,0 Хрестоматия для 1 класса учебной программы по предмету «Музыка»: национальный компонент.Направление «Образовательные проекты в сфере культуры и искусства», 22 сентября 2014 г. №950-РГ Варламова А.В.

В целом за прошлый год было привлечено 400,0 т.р. для реализации различных мероприятий.

 

Проекты ВШМ, приравненные монографиям

К монографиям можно отнести крупные традиционные проекты ВШМ, такие как РОКМИ «Новые имена Якутии» (9-12 января 2014 г.) и республиканский пасхальный фестиваль «Золотые купола» (20-26 апреля 2014 г.).

В 2013 году разработан и внедрен еще один проект  «Детско-юношеская филармония», включающая в свой состав солистов и коллективы школы. Основной целью филармонии является пропаганда классической музыки среди населения. Художественным руководителем проекта является I проректор С.В.Чигирёв. Филармония является структурным подразделением школы, и, в то же время общественной организацией, со своим  Положением и Планом работы на учебный год.

Филармония ведет свою работу по двум основным направлениям: социальные программы «Классическая музыка: от сердца к сердцу» и в рамках проекта «Музыка для всех».

В течение учебного года филармонией дано более 20 концертов на разных площадках города, а также в  г. Покровске с. Октемцы и Чурапче, п. Крест-Хальджай и Хандыга.

Кроме перечисленных 3-х проектов, к монографиям можно причислить отдельные концерты, проводимые как школой, так и отдельными кафедрами.

20 ноября 2013 г. Отчетный концерт силами преподавателей, студентов, выпускников и коллективов ВШМ «Нам 20 лет», в БЗ МГК им. П.И.Чайковского. В концерте приняло участие 60 учащихся, студентов и преподаватели ВШМ.

27 ноября 2013 г. — «Вечер вокальной музыки» в 2-х отделениях. Исполнители — Ильина А.Е., Саргыдаева Н., концертмейстер Григорьева М.Н. — Хабаровск, КЗ филармонии;

29 ноября 2013 г. — сольный концерт фортепианного дуэта Гаврильевой О.Р. и Поповой Г.Ю. (60 мин.) В программе: Дебюсси, Фантазия для фортепиано с оркестром , 3 ч.; Д.Мийо, Сюита для двух фортепиано «Скарамуш»; А.Пьяццолла, MilongedeAngel, Fuga, Soledad, Libertango.

3 апреля 2014 г. — Создание проекта PIANISTplus…” для учащихся и студентов ВШМ. Авторы:Григорьева М.Н., Кошелева О.Г., Спиридонов С.Ю., Спиридонова Л. С., Уразбахтина Л.В.

24 апреля 2014 г. — авторский проект Упхоловой Ю.М. музыкально-поэтическая композиция «AveMaria», (60 мин.), где были исполнены произведения Баха, Шопена, Шумана, Шуберта, Шостаковича, Григоряна;

 

Научно-методическая работа

Научно-методическая работа ВШМ проводится по следующим направлениям:

— Проведение КПК для преподавателей ДМШ, ДШИ РС (Я) силами ППС института;

— участие ППС в различных конкурсах научно-методического направления;

— разработки учебно-методических и нотных пособий и их издание;

По каждому направлению проделана определенная работа:

По первому направлению

В период с 29 октября по 2 ноября на базе Высшей школы музыки, преподавателем Детской музыкальной школы г. Екатеринбурга Боровик Татьяной Анатольевной был проведен семинар на тему «Методика развития музыкальности детей на уроках сольфеджио. Современные и мультимедийные технологии». Участники семинара познакомились с авторскими методами развития музыкального слуха на уроках сольфеджио с применением инновационных технологий.

В работе семинара приняли участие преподаватели кафедры теории и истории музыки, музыкального колледжа им. М.Н.Жиркова, педагогического колледжа им. В.Гоголева, Детских школ искусств г. Якутска, с. Хатассы, а также студенты ВШМ. Всего выдано 12 сертификатов. (имеется отчет).

9-12 января 2014 г. в рамках XIV РОКМИ «Новые имена Якутии» прошли обучение 57 преподавателей ДМШ, ДШИ РС (Я) по всем инструментальным специальностям и вокалу. Мастер-классы проводили — Серов (ОСИ), Упхолова Ю.М. (КСФ), Беляев В.Ф.(ОДИ), Ильина А.Е. (КСП).

25 марта-25 мая 2014 г. Дистанционный Республиканский семинар-практикум «Современные информационные технологии в образовательном процессе». Семинар был проведен в рамках реализации проекта «Музыка для всех».Обучение прошли 22 преподавателя, всем выданы сертификаты. Семинар-практикум провели преподаватели кафедры истории и теории музыки — Скрыбыкина Ч.К., Михеев Н.А. и Тайшина У.С.

Участники ознакомились и практически освоили Аудио-MIDI редактор

(секвенсор) «Cubeys», «Работа с презентационным редактором PowerPoint», Работа с видеоредактором «PINNACLESTUDIO», Нотный  редактор SIBELIUS.

23 июня — 5 июля 2014 г.Республиканская Летняя творческая школа. В этом году она была проведена по двум направлениям: для учащихся ДМШ, ДШИ РС (Я) и для преподавателей СОШ, ДМШ, ДШИ РС (Я) «Методическое и практическое обеспечение внедрения проекта «Музыка для всех».

Детская группа была представлена учащимися всех специальностей в количестве 90 человек. Они прошли обучение, как по специальным, так и по музыкально-теоретическим дисциплинам.

Группу преподавателей составили 25 человек — преподаватели музыкальных школ, Якутского педагогического колледжа, ВШМ. Для проведения летней школы был приглашен преподаватель СОШ №324 «Жар-птица» г. Москвы Волобуев Дмитрий Николаевич, пианист, аспирант МГК им. П.И.Чайковского. В течение двух недель им были прочитаны лекции о методах работы с детьми общеобразовательных школ, затронуты психологические, педагогические и методические проблемы, связанные с обучением детей разного возраста. Кроме этого была показана практическая работа с детьми начального этапа обучения.

Упхолова Ю.М. — мастер-класс для преподавателей ДШИ г. Якутска (с выпускниками школы) на темы: «Проблемы темпоритма в сонатах венских классиков» и «Работа над разными видами техники в этюдах К.Черни» (05.04.2014 и 19.04.2014)

По второму направлению

В мае 2014 г. приняли участие в V Открытом межрегиональном конкурсе методических работ, объявленного Новосибирской консерваторий им. М.И.Глинки. В целом в конкурсе приняли участие 61 автор, было представлено 56 работ из 21 города и населенного пункта Российской Федерации. В основном это были преподаватели ДМШ, ДШИ, средних и высших учебных заведений. Присланные работы были отрецензированы авторитетными специалистами Новосибирской консерватории. Всего было 6 номинаций.

От ВШМ была отправлена работа ст. преподавателя кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов Сивцева И.И. «Сборник переложений для медных духовых инструментов». В результате работа была удостоена II премии в номинации «Хрестоматии, сборники». Таким образом, Сивцев И.И. стал лауреатом 2 премии названного конкурса.

Варламова А.В. стала лауреатом XVIII Международной выставки-презентации учебно-методических изданий «Золотой фонд отечественной науки» (учебников, учебно-методических пособий, монографий, электронных изданий, учебных фильмов и программ). На конкурс был представлено нотное пособие «Якутские акварели. Избранные произведения для фортепиано Н.Берестова» (Сочи, сентябрь 2013).

По третьему направлению

Ларионова А.С. — написан учебник «Якутский музыкальный фольклор» (400 с.), рецензент Варламова А.В. (2 с.)

Унарова Л.Д. — написаны «Методические рекомендации по написанию ВКР»;

Афанасенко С.М. — запись и выпуск СD диска произведений русской , советской и зарубежной классики;

Проект «Музыка для всех»

С августа 2013 г. вступил в силу проект «Музыка для всех». 22 ноября 2013 г. в Москве был проведен круглый         стол, посвященный проекту «Музыка для всех» в режиме online, в котором приняли участие Наумов И.И., Чигирев С.В., Варламова А.В. Для его реализации был создан Научно-методический совет, куда вошли представители различных учебных заведений России, в том числе и ВШМ РС (Я). Наше учебное заведение представляют: Сафронова Т.П., Павлова З.Г., Варламова А.В., Габышева Л.И.

В рамках проекта проделана следующая работа:

  • «Музыка для всех»: материалы I международного конгресса «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества» [ сост. Варламова А.В., Павлова З.Г., гл.ред. Берлянчик М.М., отв. за вып. Наумов И.И.]. — Якутск: ИД СВФУ, 2013 — 60 с. (7,5 п.л., тир.1000 экз.);
  • Варламова А.В., (Михеев Н.А. и Скрыбыкина Ч.К.) прияла участие в составлении Хрестоматии для экспериментального предмета «Музыка» школ понотного учебного пособия (автор Абдуллин Б.Э.) для уроков музыки в СОШ. Подготовлены: 10 народных песен, 10 песен композиторов, 20 песен для игры на блок-флейте для музицирования; подобраны 20 наименований фортепианной музыки композиторов Якутии и 9 номеров симфонической и инструментальной музыки композиторов Якутии, а также список литературы.
  • Упхолова Ю.М. провела 7-мь «Уроков духовности» для учащихся СОШ г. Якутска и одну телепередачу «В мире музыки»:
    • — Для учащихся 3-х классов классической гимназии — Галерея зарубежного искусства;

17.04.2014 — Для учащихся 5-7х классов классической гимназии;

19.04.2014 — Для учащихся 10-11х классов школы №33;

24.04.2014 — Для учащихся 11-х классов школы №17;

05.05.2014 — «Священная война». Для учащихся 10-х классов классической гимназии;

05.05.2014 — Лекция-концерт «”Детские сцены” Р.Шумана». Для учащихся 1-х классов;

23.05.2014 — «Музыка и живопись» для учащихся физико-технического лицея, общеобразовательных школ №1 и №7.

17.04.2014, НВК САХА — Подготовка и проведение телепередачи совместно с

Галереей зарубежного искусства» — «В мире музыки»

 

Академическая мобильность ППС

10-21 июня 2014 г. — Упхолова Ю.М., член жюри  Международного конкурса пианистов в г.Лемпяяла (Финляндия);

1-7 апреля 2014 г. — Кошелева О.Г., член жюри Международного открытого конкурса молодых музыкантов – исполнителей в г. Владивостоке (номинация «виолончель»);

 

Научная работа студентов

Студенческая НИР связана в основном с проведением конференции и написанием ВКР. Кроме этого ежегодно проводятся олимпиада «Игры св. Сесилии» и издается студенческая газета «Музыкальные новости».

18 апреля 2014 г. была проведена научно-практическая конференция студентов на тему «Музыкальная культура: творчество, исполнительство, образование», посвященное Году культуры, 20-летию ВШМ РС (Я) и 35-летию СК РС (Я).

Всего было заявлено 28 выступлений в 4-х секциях:

секция 1 — предзащита ВКР 11 выпускников;

секция 2 — студенты 1-4 курсов (5 студентов);

секция 3 — студенты СПО (7 студентов, из них 4 из ЯМК);

секция 4 — творческие задания представили студенты и учащиеся ВШМ и ЯМК (5 человек).

Членами жюри выступили:

Секция 1 — Сафронова Т.П., Унарова Л.Д., Варламова А.В.

Секция 2 — Спиридонова Л.С., Татаринова А.Д., Баишева А.С.

Секция 3 — Павлова З.Г., Кириллина З.И., Татаринова Е.А.

Секция 4 — Ксенофонтов В.В., Скрыбыкина Ч.К., Михеев Н.А.

Жюри вывели победителей в каждой секции:

№1 — Заболоцкий И., Иванов О., Колодезников А.(рук. Варламова А.В.)

№2 — Федоров А., Тайшина У., Константинова В.(рук. Павлова З.Г.), Протопопова Н. (рук. Татаринова А.Д.)

№3 — Дьячковская А., (рук. Павлова З.Г.), Золотых К. (рук. Татаринова Е.А.), Козловская С. (рук. Спиридонова Л.С.);

№4 — Матвеева К.  и Протопопова Н. (рук. Михеев Н.А.)

Было изданы материалы VI НПК «Музыкальное образование: история и современность» — объем….., составитель Варламова А.В., ИД СВФУ, 2014.

Теоретическая олимпиада «Игры св. Сесилии» были проведены в форме интеллектуального марафона. В нем приняли участие студенты 1-4 курсов. Организаторы кафедры КТИМ и ОГСЭ. Конкурс состоял из 2-х частей: в первой – командная игра по дисциплинам гуманитарного цикла; во- второй — «Своя игра» по вопросам истории и теории музыки. В результате были выявлены следующие победители:

Тайшина У. — 1 место

 

Издательская деятельность

Издательская деятельность связана с публикацией учебной, учебно-методической литературы, выпуском научных изданий материалов конференций, а также справочной и других видов литературы.

За прошедший год изданы: 2 массово-политических издания, 1 научное, 1 учебник и 1 разработка.

  • «Музыка для всех»: материалы I международного конгресса «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества» [ сост. Варламова А.В., Павлова З.Г., гл.ред. Берлянчик М.М., отв. за вып. Наумов И.И.]. — Якутск: ИД СВФУ, 2013 — 60 с. (7,5 п.л., тир.1000 экз.);
  • «Высшая школа музыки РС (Я) им. В. А. Босикова»: Юбилейный альбом, посвященный 20-летию института, составители – Варламова А.В., Павлова З.Г., Васильева Р.И. — Якутск: ОАО «Медиа-холдинг Якутия», 2014 — 168с.
  • «Музыкальное образование: история и современность»: материалы СНПК, 1 часть (ВКР выпускников), составитель Варламова А.В. — Якутск: ИД СВФУ, 2014 — 233с.к.т.
  • «Якутский музыкальный фольклор»: учебник, автор Ларионова А.С., рецензент – Варламова А.В. — в 2-х ч. — Якутск: ИД СВФУ, 2014 — 1 ч. -186с.к.т., 2 ч. – 250 с.к.т.
  • «Методические рекомендации по написанию ВКР», автор Унарова Л.Д. — Якутск: ИД СВФУ, 2014 — 22 с.к.т.

 

 

 

 

 

 

За отчетный период проводились следующие мастер – классы:

с 4 по 9 апреля 2014г. Мастер класс профессора РАМ им. Гнесиных В. Д. Кудря (кларнет)
27—30 апрель 2014г. Мастер класс солистки симфонического оркестра Федосеева (г. Москва) О. Готовцевой   (гобой)
11-18.06.2014г. Мастер класс профессора МГК им. П. И. Чайковского, н.а. России, зав.кафедрой виолончели и контрабаса М. К. Чайковской (виолончель)
Мастер класс профессора РАМ им. Гнесиных, засл.деят.иск. РФ, Федоренко Г. А. (камерный ансамбль)
2-5.12.2014г. Мастер – классдоцента  С-ПбГК им. Р-Корсакова Б. Ф. Табуреткина (труба)
2-5.12.2014г. Мастер – класс засл. работника культуры РФ,преп.  С-ПбГК им. Р-Корсакова Тихонова А. П. (кларнет)
2-5.12.2014г. Мастер – класс лауреата м/к, преп. РАМ им. ГнесиныхТрушиной Е. В.(скрипка)
2-5.12.2014г. Мастер – класс лауреата м/к, преп. РАМ им. ГнесиныхД.А.Бурштейн (фортепиано)
14-15.01.2015г. Мастер класс  н.а. РФ,профессора МГК им. П. И. Чайковского Р.О.Багдасаряна (кларнет)
10-13.01.2015г. Мастер – класс лауреата м/к Маевского А. В.(скрипка)
11-14.01.2015г. Мастер класс  доцента МГК им. П. И. ЧайковскогоК..В.Родина (виолончель)
8-15.01.2015г. Мастер – класс лауреата м/кЛебедева С. И. (фортепиано)
23-27.03.2015г. Мастер – класс профессора кафедры специального фортепиано ДВГАИ (Владивосток), заслуженного артиста РоссииС. А. Айзенштадта

 

Воспитательная работа

 

Воспитательная работа является важным компонентом единой образовательной деятельности Института, осуществляется в процессе учебной работы и во внеучебное время.

Данная работа отражается в учебных планах преподавателей, важность воспитательной работы обсуждается на заседаниях кафедр.

Приоритетные  направления воспитательной деятельности:

Духовно-нравственное воспитание студентов имеет целью формирование духовно – нравственной позиции у студентов, складыванию нравственного сознания и высоких моральных качеств;

Патриотическое воспитание призвано укреплять чувство любви и уважения к своей Родине, к России, чувства гражданской ответственности за выбор профессии, понимание социальной значимости своего настоящего и будущего труда;

Пропаганда и формирование здорового образа жизни — приобщение студенчества к здоровому образу жизни, укреплению здоровья, гармоничному развитию личности;

Формирование конкурентноспособных  качеств, организаторских и управленческих навыков;

Раскрытие внутреннего потенциала и творческих способностей.

Главный механизм воспитания — это вовлечение студентов в целенаправленно организованную деятельность и общение, результатом которых является создание в вузе гуманистически ориентированной среды, способствующей реализации интеллектуального, морального и творческого потенциала студентов, что, в свою очередь, соответствует общегуманистической функции института.

Традиции Института:

День Первокурсника

День Знаний

Посвящение в студенты

День музыки

«Мисс и мистер  ВШМ»

Праздник «Последнего звонка»

Национальный праздник «Ысыах»

День здоровья

В институте регулярно проводятся спортивные праздники, соревнования по баскетболу, волейболу, футболу, настольному теннису, шашкам и шахматам.

Сборная команда студентов ежегодно принимает участие в Спартакиаде студентов учебных заведений культуры и искусства, занимает призовые места:

2013 г.  – 3 общекомандное место

2014 г.–   2 общекомандное место

По таким видам спорта, как плавание, настольный теннис наши студенты занимают 1 – 2 места.

Традиционно участвуют в городских спортивных мероприятиях: соревновании посвященному дню молодежи «Кросс наций», «Лыжня России»,  «День здоровья».

Студенты института регулярно принимают участие в республиканских, региональных, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и мастер-классах, научно-практиче­ских конференциях.

В институте налажена система премирования  и поощрения студентов за особые достижения в учебной, научной, творческой деятельности.

 

Лауреаты стипендий за отчетный период:

Наименования Кол-во Фамилия, имя студентов Курсы
Стипендия Президента Республики Саха (Якутия) 2 Захаров Игорь II курс ОФ
Азарова Екатерина II курс ОФ
Стипендия Рескома профсоюза работников культуры Республики Саха (Якутия) 5 Бочкарева Сардаана (ВУЗ)Винокурова Людмила (ВУЗ)

Золотых Ксения (СПО)

Михайлова Сардаана(СПО)

Пестерев Алексей(СПО)

I курс ОФ

Оказана материальная помощь детям– сиротам  – 573.132 рб.

Материальная помощь детям из малообеспеченных семей – 649.389рб.

В целях материальной поддержки одаренных студентов, добившихся высоких результатов в учебе и творческих конкурсах в ВШМ, разработано «Положение о стипендиальном обеспечении и социальной поддержке студентов Высшей школы музыки РС(Я)».

Институтом ежегодно разрабатывается и утверждается план воспитательной работы со студентами, обучающимися, который обсуждается и согласовывается со Студенческим советом.

План 2014 – 2015 учебного года

№№ Мероприятия Ответственные Сроки
I.                   Общие мероприятия по постановке воспитательной работы
1. Обсуждение проблем учебно-воспитательной работы:·         На Ученом совете института

·         Утверждение документов, регламентирующих воспитательную работу

Ректорат, проректор по воспитательной р-те сентябрь,апрель
2. Подготовка и предоставление отчетов о воспитательной работе вуза в вышестоящие организации проректор по восп.р-те периодически
3. Проведение собраний со старостами учебных групп с обсуждением вопросов академической успеваемости, дисциплины, внеучебной работы студентов, информирование о новостях в области социальной защиты Декан, зав.кафедрами, старосты групп. 2 раза в семестр: 
4. Приобщение студентов к научно – исследовательской работе на кафедрах Зав.кафедрами систематически
5. Обмен опыта  воспитательной работы с другими учебными заведениями – СВФУ им. М.К.Аммосова. проректор по восп.р-те периодически
6. Традиционная встреча студентов с ректором вуза проректор по восп.р-те, сентябрь,март
7. Участие в семинарах, конференциях по воспитательной работе проректор по восп.р-те периодически
8. Проведение Дня открытых дверей ВШМ Проректор по восп.р-те март
9. Участие студентов в республиканских, всероссийских, международных конкурсах, фестивалях, конференций. Учебный отдел в течении года
10. Подведение итогов воспитательной работы и отчет на заседании Ученого совета института Проректор по восп.р-те июнь
II.                Информационное обеспечение воспитательной работы
1. Систематическое освещение воспитательной работы института и студенческого самоуправления в студенческой газете, на сайте института Проректор по восп.р-те, периодически
2. Создание и своевременное размещение материалов тематических стендов, изготовление наглядной агитации по актуальным и памятным событиям библиотека, фонотека в теч.года
3. Информирование студентов о проблемах и новостях с использованием постоянных информационных стендов. Выпуск новостей по местному телевидению. Проректор по восп.р-те, профком студентов в теч.года
4. Организация тематических выставок и мероприятий по музыке и искусству, литературе, живописи, творчеству писателей, поэтов по плану библиотеки, фонотеки в теч.года
5. Обновление стенда «Наша гордость» комиссия сентябрь
6. Выпуск студенческого музыкально – информационного журнала «Музыкальные новости» Павлова З. Г. 4 раз в год
7. Лекции специалистов центра по профилактике и борьбе со СПИД-ом и инфекционными заболеваниями Сосина М. А. 4 раза в год
8. Проведение круглых столов на тему ответственности за личное здоровье, воспитание молодой семьи Социальный педагог 1 раз в квартал
9. Участие в Днях борьбы со СПИДом, Дня донора СосинаМ.А. 2 раза в год
III.             Организация студенческого самоуправления
1. Организация студенческого самоуправления в теч. года
2. Привлечение студентов к участию в работе учебных, стипендиальных, приемных комиссий деканат, кураторы систематически
3. Обеспечение активного участия студентов в общественной работе Проректор по восп.р-те систематически
4. Заслушивание отчетов студентов о выполнении общественных поручений Проректор по восп.р-те систематически
5. Организация и проведение тематических мероприятий, вечеров отдыха, творческих встреч с деятелями культуры и искусства, с творческой молодежью Проректор по восп.р-те систематически
6. Обсуждение на совете студентов итогов предварительной аттестации, беседа с не успевающими, с неаттестованными Декан, старосты 1 раз в месяц
7. Обмен опытом работы студенческого самоуправления с другими вузами (АГИИК, СВФУ) Проректор По плану
8. Проведение собрания студентов, проживающих в общежитии, ознакомление с правилами проживания Дьячковская В. И. 3 раза в год
9. Проведение конкурса на лучший коттедж Профком Декабрь
10. Привлечение студентов к субботникам и другим мероприятиям по благоустройству общежития Кураторы По плану благоустр-ва
11. Организация собраний студентов, проживающих в общежитии с деканом и кураторами Дьячковская В. И. 1 раз в семестр
12. Организация рейдов в общежития Комиссия  1 раз в 2 месяца
IV.              Военно – патриотическое, гражданское и духовно – нравственное воспитание
1. Организация встреч с ветеранами ВОВ и тыла, ветеранами труда Проректор по в/р в теч.года
2. Организация и проведение мероприятий, посвященных памятным и юбилейным датам России, РС(Я) Проректор по в/р в теч.года
3. Организовать интеллектуально – мировоззренческую работу кураторы в теч.года
4. Фестиваль военно – патриотической песни среди студентов, преподавателей «Во славу Отечества» Проректор по в/р февраль
5. Выпуск поздравительных плакатов к праздничным дням и памятным датам Кураторы, старосты в теч.года
6. Организация смотра ректора по группам  деканат декабрь, март
7. Участие в акциях «Молодежь – ветеранам»,«Не стареют душой ветераны» проректор Март, май
8. Проведение социокультурной акции «Чистый город» май
9. Проведение философских чтений для учащихся и студентов
V.                 Социально – психологическая работа
1. Учет студентов – сирот, инвалидов, многодетных семей социальный педагог в теч.года
Обеспечение безопасности проживания в студенческом общежитии в теч.года
Социальный мониторинг проживания студентов в общежитии 1 раз в 2 месяца
Создание базы данных социально – незащищенных студентов социальный педагог в теч.года
2. Оформление и ведение документации для получения студентами социальных льгот в теч.года
3. Организация питания и проживания студентов — сирот Соц.педаг.
4. Подготовка представлений кандидатов на именные стипендии, стипендии рескома профсоюза работников культуры и искусства РС (Я), на премии ректора деканат, профком студентов декабрь, март
5. Организация встреч студентов с работниками правоохранительных органов, органов опеки, социальной защиты Социальный педагог в теч.года
VI.              Работа по обеспечению правопорядка, по соблюдение правил ТБ, ППБ, ПДД
1. Организация рейдов по общежитиям, по территории института деканат в теч.года
2. Обеспечение охраны общественного порядка при проведении мероприятий института и праздников Чойнова АВ в теч.года
3. Проведение инструктажей по ТБ и ППБ, по   ПДД Чойнова АВ 1 раз в квартал
4. Выпуск технических бюллетеней по правилам ТБ и ППБ Чойнова АВ 2 раза в год
5. Организация встречи с сотрудниками полиции, ГАИ. Чойнова АВ 2 раза в год
VII.           Воспитательная работа с первокурсниками
1. Разработка памятки первокурснику Деканат сентябрь
2. Организация «Дня Знаний», посвящения в первокурсники Комиссия октябрь
3. Проведение общих собраний первокурсников на кафедрах Декан, кураторы сентябрь
4. Знакомство с Положением, правилами внутреннего распорядка, традициями вуза кураторы сентябрь – октябрь
5. Проведение совещаний со старостами групп по вопросам учебной дисциплины и успеваемости Декан 1 раз в месяц
6. Организация концерта первокурсников «Твои таланты, первокурсник!» Комиссия октябрь
7. Проведение родительского собрания первокурсников Декан октябрь
  VIII.       Спортивно – оздоровительная работа
1. Организация спортивно – массовых мероприятий, проведение соревнований в рамках Спартакиады ВШМ РС(Я) МО учителей ф/в  в теч.года
2. Участие сборной команды института в Спартакиаде студентов учебных заведений культуры и искусства Февраль – март
3. Мировоззренческая работа – пропаганда здорового образа жизни Кураторы в теч.года
4. Проведение лекций о вреде курения, наркомании и алкоголя для студентов Кураторы, с/педагог По графику
5. Проведение встреч со специалистами – наркологами,  гинекологами, венерологами, инфекционистами Сосина М.А. в теч.года
6. Организация работы спортивных секций  Преп.ф/в в теч.года
7. Организация и проведение выездов и походов Кураторы в теч.года
IX.              Нравственно – эстетическое воспитание, культурно – массовая и творческая деятельность
1. Проведение творческих конкурсов, концертов, тематических мероприятий в теч.года
2. Посещение театров, музеев, выставок  Кураторы в теч.года
3. Проведение праздничных мероприятий  Комиссия в теч.года
4. Участие в городских, республиканских праздничных мероприятиях Васильева Р. И. в теч.года
5. Участие в городских и республиканских фестивалях, конкурсах Васильева Р. И. в теч.года
6. «Горжусь своей профессией» — посвященный Международному Дню студента Комиссия Ноябрь
7. Проведение классных, кафедральных музыкальных часов, часов общения по Зав.кафедрами в теч.года
8. Организация и проведение музыкальных и литературных салонов Зав.кафедрами в теч.года

 

                                                                                 

Концертная деятельность образовательной организации

(с 1 апреля  2014 по 1 апреля 2015г)

 

За отчетный период коллектив Института на качественно новом  уровне активно вел концертную и творческую деятельность.

В концертной деятельности  активное участие принимают, как творческие коллективы,  так и солисты.

Важнейшим функциональным предназначением данной  системы является ее выраженная направленность — художественное просветительство.

Традиционно обозначились и основные направления творческой, концертно-исполнительской и просветительской деятельности института:

– исполнение сольных и камерных программ преподавателями, студентами и учащимися;

– организация фестивалей искусств и конкурсов;

– участие в фестивалях искусств, конкурсах, организованных другими вузами и организациями;

–  концертная работа солистов и творческих коллективов института;

– гастрольная работа учащихся, студентов и преподавателей института по республике, в России и за рубежом;

–   работа в творческих коллективах республики;

–   участие в оперных и драматических спектаклях;

–   звуко и видео записи;

–   сотрудничество с теле-радио компанией НВК «Саха».

 

Дата Наименования
3 апрель Концерт кафедры камерного ансамбля « PIANISTPLUS…»
9 апрель  Сольный концерт Нины Захаровой (фортепиано) – класс доцента О. Гаврильевой
10 апрель Классный концерт Поповой Г. Ю.
11 апрель  Классный концерт Григорьевой М. Н. , посвященный 70-летию со дня рождения
16 апрель  Концерт камерного оркестра ВШМ РС (Я) — совместный проект ВШМ, ДШИ, «Виртуозы Якутии»
18 апрель Классный концерт профессора ВШМ Герасимовой А. И.
21 апрель  Концерт класса арфы профессора Новгородовой Л. П.Сольный концерт лауреата м/к А. Дедюкина

 

22 апрель  Концерт класса профессора ВШИ Беляева В. Ф.Сольный концерт выпускницы КОСИ  А. Кузьминой – класс профессора Габышевой Л. И.
23 апрель  Концерт класса виолончели профессора О. Кошелевой «Музыка якутских композиторов»
24 апрель  Сольный концерт студентки 5 курса КСФ — ВПО Нины Захаровой – класс доцента О. Гаврильевой
25 апрель Концерт камерных ансамблей ВШМ
26 апрель  «Связь времен и поколений» — совместный проект ДШИ, ВШМ, ГА «Виртуозы Якутии»Концерт  выпускников вуза ВШМ класса профессора  Ю. Упхоловой
3 май Бенефис «20 лет мне и ансамблю скрипачей – Скурту Екатерина
13 май  Музыкальная гостиная «Музыкальное приношение» — концерт с участием юных пианистов класса доцента О. Гаврильевой, ст. преп. Г. Поповой
14 май Концерт выпускников ОФ – СПО
15 май Классный концерт – экзамен профессора Ю. Упхоловой
17 май Концерт выпускников КСФ — ВПО
5 сентября Концерт класса профессора Кошелевой О. Г. (виолончель)
13 сентября Концерт класса профессора Кошелевой О. Г. (виолончель)
15 сентября Сольный концерт Захарова Игоря (фортепиано)
1 октябрь  День Музыки. Творческий вечер  засл.артистки РС(Я), доцента, Л. Спиридоновой
24 октябрь Концерт детско – юношеской филармонии ВШМ
25 октябрь  Музыкально – поэтическая композиция «Замолкли звуки чудных песен…», посвященная к 200-летию М. Ю. Лермонтова, 210-летию М. И. Глинки – класс профессора Упхоловой Ю. М., произведения М. Лермонтова – Татьяна Панзина
14ноябрь  Музыкально – поэтический концерт класса профессора Упхоловой Ю.М., посвященный 200-летию М. Ю. Лермонтова
28 ноябрь  «Мне рифма душу исцеляет» — музыкально – литературный вечер памяти Берестовой В. И.
29 ноябрь  Творческий вечер Н. ЧигиревойКонцерт для школьников «Якутские композиторы – детям»
2 декабрь  Концерт класса профессора Упхоловой Ю. М. «Якутская фортепианная музыка»
5 декабрь «Времена года» —  сольный концерт В. Константиновой (3 курс КСФ)
9 январь  Концерт симфонического оркестра ГФ РС(Я) – солисты – учащиеся и студенты ВШМ, лауреаты м/к Александра Трофимова, Влада Константинова (фортепиано)- класс профессора Ю. Упхоловой
10 январь  Концерт учащихся и студентов класса скрипки – Ф.Ефимовой, К. Скурту, И. Алексина, А. Ивановой. Л. Ощепковой (сопрано) – г. Ленск
12 январь  Концерт. Кирилл Родин (виолончель),  лауреат м/к, г. Москва с участием ансамбля виолончелистов ВШМ РС(Я) – руков. О. Кошелева
17январь  Концерт в рамках проекта «Музыка для всех», посвященный 175-летию П. И. Чайковского, класс профессора Ю.Упхоловой
20 февраль Классный концерт профессора Ю. Упхоловой  «Звезды романтизма»
25 февраль Классный концерт профессора ВШМ А. Герасимовой
26 февраль  Концерт симфонического оркестра ВШМ – дирижер Е. Хилькевич – солисты Е Скурту, А. Сажин
6март Концерт отделения обязательного фортепиано
19 март  Открытый классный час профессора Ю. Упхоловой, посвященный 100-летию С. Рихтера
20 март Классный концерт Г. Ю. Поповой
21 март Сольный концерт учащихся класса скрипки – Родионова А., СтарковаГ.
25 март  Концерт класса фагота – Адамов Алексей, Кириллин Айаал – класс преп. Семенова А. В.
28 март  Сольный концерт выпускницы ОСИ Инны Синяковой (скрипка) – класс профессора Афанасенко С. М.

 

 

 

Материально – техническое  обеспечение

 

Высшая школа музыки РС(Я)  располагает двумя учебными корпусами, компьютерным центром — площадь всех зданий составляет 1856,7 кв. м.

Общая площадь учебно-производственных зданий и площадей института, используемых в учебном процессе, равна 3561 кв. м.

На одного студента, приведенного к дневной форме обучения, приходится 16,04 кв. м.

Общая площадь деревни  12,5664 га, в том числе, под застройкой — 8112.4 кв. м.,

Аудиторный фонд Института включает: 17 учебных коттеджей   площадью от 1830,9 кв. м., для проведения занятий 6 аудиторий для проведения групповых занятий  площадью 262 кв. м.,

 

Аудиторный фонд Института

Наименование аудиторий Площадь м
Концертный зал —  помещение для оркестровых занятий 301,4
Спортивный зал 218.9
№1 кабинет гуманитарных дисциплин 72.4
№2 кабинет естественных наук 47.2
№3 кабинет начального обучения 48.6
№4 кабинет для групповых занятий 21.2
№5 кабинет для групповых занятий 36.0
№6 кабинет для групповых занятий 47.9
№4 кабинет для групповых занятий 9.9
Кабинет информатики 66.7
17 учебных коттеджей 1830.9
Помещения в жилых коттеджах (для занятий по специальным дисциплинам и репетиторий) 537,6
Библиотека и книгохранилище 82,1 кв. м;
Читальный зал 39,3 кв. м;
Фонотека с прослушивания аудиозаписей и просмотра видеозаписей 11,3 кв. м;
Большой концертный зал 301,4 кв. м;
Спортивный зал 218,9 кв. м;
Административно-хозяйственные службы 435,8 кв. м.
Медпункт 100,3 кв. м.
Мастерские по ремонту музыкальных инструментов
Столовая 358,0 кв. м.
Швейная мастерская 16,2 кв. м.
Гараж, водоочистная станция 575,8 кв. м.

Институт  располагает 19 двухэтажными коттеджами для проживания учащихся и студентов.

Все учащиеся и студенты, нуждающиеся в жилье, обеспечены общежитием на территории ВШМ.

Общее количество проживающих — 184 человека, в том числе:

– студенты — 17 человек,

– учащиеся – 165 человек,

– сотрудники — 2 человека.

На одного проживающего приходится 21,9 м2.

На каждом этаже коттеджа оборудованы кухни, гостиная, комнаты отдыха, душевые, туалет.

Общая стоимость основных фондов Института по состоянию на 01.01.2015 г. исчисляется 419689207 рублей (бюджет — 413555563 руб., внебюджет — 6133644 рублей.Все здания и помещения Института оборудованы системами пожарной сигнализации и контроля доступа, оснащены средствами видеонаблюдения.


Top