<

Статья ректора

Вера Семеновна Никифорова,

ректор Высшей школы музыки

Республики Саха (Якутия) (институт)

им. В. А. Босикова                                

 

 

 

 

ВЫСШАЯ ШКОЛА МУЗЫКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

25 лет назад была создана Высшая школа музыки им. В.А. Босикова

Детище всего  музыкального сообщества России

Вера Семеновна, вы, вернувшись на родину после аспирантуры и работы в Новосибирской консерватории, приняли участие в разработке концепции Высшей школы музыки. Как все начиналось 25 лет назад?

—  Канадская деревня уже начала строиться, и Первый Президент республики провел тогда своего рода конкурс идей и концепций, которые бы максимально «работали» на будущее развитие Якутии. Мин образования предложило создать там физматшколу, Минздрав — детский тубсанаторий. А Минкультуры предложило идею школы изящных искусств для одаренных детей, которая была выдвинута заслуженной артисткой РФ и ЯАССР Н.С. Шепелевой и кандидатом искусствоведения Г.Г. Алексеевой. Для разработки концепции школы была создана группа во главе с министром культуры А.С. Борисовым. Ключевые принципы концепции и ее основное содержание были сформулированы профессора ми Новосибирской консерватории, музыковедами М.М. Берлянчиком и Ю.И. Шейкиным. Это была тогда революционная идея! Под одной «крышей» объединялись все три ступени музыкального образования — детская музыкальная школа, музыкальное училище и консерватория в рамках одного пространства — такого еще не было. Помню, как мы обсуждали концепцию, и честно скажу, даже мне казалось нереальной открытие диалог консерватории в Якутске… Ведь наличие в городе таких культурных институтов, как консерватория, симфонический оркестр, является показателем высокого уровня его культурного и интеллектуального развития. Я сама являюсь детищем отечественной системы музыкального образования, прошедшей 19­летний путь профессионального становления, и могла реально оценить, на что мы «замахиваемся».

Думаю, что изначально успех проекта Высшей школы музыки кроется в его качественной подготовке — идея была глубоко продумана. Весь процесс подготовки концепции и открытия школы возглавлял тог да зампред Правительства К.К. Корякин. Концепцию Высшей школы музыки Якутии обсуждали всем музыкальным сообществом страны — в Уральской, Новосибирской, Московской консерваториях. У нас сохранился экземпляр концепции, на котором стоит подпись самого Мстислава Ростроповича! Не скрою, что профессиональный музыкальный мир — это достаточно консервативная и, я бы сказала, снобистская среда. Что скрывать, Якутия для нее была самой глухой и отсталой музыкальной провинцией. Причем надо помнить, что во всем мире российская музыкальная школа безоговорочно признана лучшей, поэтому требования к качеству музыкального образования очень высокие. Тем не менее, после обсуждения идею создания в Якутии Высшей школы музыки первыми поддержали профессора Московской консерватории Татьяна Гайдамович, Даниил Шафран, Александр Бондурянский, профессора Академии музыки имени Гнесиных Иван Мозговенко, МихаилСаямов, Мильда Агазарян и мн. др. В концепции основной упор был сделан на организации мастер-­классов как живой, динамичной формы обучения. В первые годы деятельности в школу десятками приезжали лучшие педагоги страны. В штате школы были ставки профессоров «на визитах», которые обучали не только детей, но и наших педагогов. Их мастер-­классы были своего рода курсами повышения квалификации, не выезжая за пределы республики. В итоге получилось, что Высшая школа музыки Якутии стала детищем всего музыкального сообщества России. И результат не заставил себя ждать — уже первое поколение наших выпускников показало очень высокий уровень подготовки.

Отдельный космос музыки

— Еще одна особенность школы в том, что в уединении, на природе, дети и педагоги живут и работают в своем отдельном пространстве — в деревне…

Высшая школа музыки — это целый отдельный космос! Дети живут в мире музыки в буквальном смысле этого слова. Здесь ничего не отвлекает от ее звучания, вокруг — тишина первозданной природы. Зимой, когда город окутан туманом, здесь всегда светит солнце. Иногда наши дети затрудняются ответить на вопрос, какое место занимает музыка в их жизни, потому что музыка и есть их жизнь, они познают мир через музыку, они общаются через музыку — слушают друг друга, играют вместе. В школе сложилась особая домашняя атмосфера, ведь ребята здесь учатся и живут, а обучение по специальности построено по принципу класса того или иного педагога. В классе профессора, например, Ю.М. Упхоловой или Л.П. Новгородовой, учатся дети разного возраста, старшие помогают младшим. И для них личность педагога имеет абсолютное значение, он является центром, вокруг которого растут и творчески взрослеют юные музыканты. Поэтому у нас в школе официальная обстановка учебного заведения минимизирована.

17 жилых коттеджей, в каждом живет 9-10 детей, три воспитателя сменяют друг друга посуточно. Фактически они становятся вторыми родителями — водят на занятия, помогают в учебе, следят за успехами. От воспитателей, их кругозора, культурного уровня, человеческих качеств зависит атмосфера, создаваемая в коттедже. У нас прекрасные повара, которые стараются накормить детей по ­домашнему. Все де лается для того, чтобы дети чувствовали себя как дома, и все заточено на то, чтобы они могли заниматься музыкой целыми днями.

 В эти дни у нас гостит наша воспитанница, прекрасная пианистка Джулия Слепцова, которая сейчас является магистрантом Венской консерватории. Благодаря сотрудничеству с Фондом будущих поколений, она смогла приехать к нам, провести мастер-классы, дать сольный концерт, выступить с симфоническим оркестром Театра оперы и балета. По признанию Джулии и, пожалуй, всех наших выпускников, школа стала для них семьей, не только альма­матер, давшим им профессию, но и родным домом, давшим путевку в жизнь. Наши ребята сейчас работают во многих странах мира, в ведущих оркестрах страны. Есть Ассоциация выпускников Высшей школы музыки, в июне состоялся фестиваль «Vivat, Alma­mater!» в Якутске. Ждем их и на наш юбилейный концерт, который состоится 19 ноября в Большом зале Московской консерватории.

Якутия совершила прорыв  в классической музыке

Справка

  В ВШМ работали профессора всех ведущих музыкальных вузов России, в том числе Московской государственной консерватории им. Чайковского, Российской академии музыки им. Гнесиных, Санкт­Петербургской консерватории им. Н.А Римского­Корсакова, а также зарубежных вузов Австрии, Германии, Казахстана, Литвы, Украины, Франции, Южной Кореи, Японии и др. стран. Выросшие в школе молодые музыканты сегодня играют в Большом симфоническом оркестре им. П.И. Чайковского, Государственном академическом Большом театре, оркестре «Русская филармония» в Москве, оркестре Санкт­Петербургской филармонии, симфонических оркестрах Германии, Китая, Марокко и др. Показателем успешности обучения явились победы воспитанников ВШМ на различных конкурсах. За все годы деятельности школы завоевано около 800 лауреатских званий международных, всероссийских, региональных и республиканских конкурсов.

— Юбилейный концерт состоится в Москве?

—  Да, после того, как отпразднуем юбилей в октябре в Якутске, проведем Дни ВШМ в Москве. 16 ноября будет концерт выпускников, 17 и 18 ноября — встречи в школах при консерватории и Академии имени Гнесиных, 19 ноября — главный концерт в Большом зале Московской консерватории, 20 ноября — круглый стол в Постпредстве, 21, 22 ноября — Первый межвузовский конкурс молодых исполнителей им. М.Н. Жиркова в Рахманиновском зале консерватории. Конкурс проводим совместно с Московской консерваторией по инициативе администрации Вилюйского улуса и при непосредственной поддержке Министерства культуры и духовного развития. В программу участников конкурса, помимо классических сочинений, включены произведения М.Н. Жиркова и современных якутских композиторов, которые будут исполняться на языке оригинала, т.е. на якутском языке. Специально к конкурсу мы выпустили сборник произведений наших композиторов. Мне кажется, что в продвижении культуры нашей республики этот конкурс имеет важное значение, ведь песни и романсы якутских композиторов будут включены в репертуар будущих солистов оперы, которые учатся в Московской консерватории. На все эти мероприятия мы обязательно пригласим наших педагогов, коллег из московских музыкальных вузов. И, конечно, отправим приглашение Владимиру Владимировичу Путину. Он так запомнил визит в Высшую школу музыки в то время, когда он еще не был президентом страны, что не раз при встречах с представителями Якутии отзывался о ней самыми добрыми словами.

—  Наши юные музыканты из Высшей школы музыки всегда производят самое лучшее впечатление на гостей республики, и тем самым работают на позитивный имидж Якутии, за что им от дельное спасибо!

 —  Есть стереотипы восприятия, в соответствии с которыми Якутия — это, прежде всего, алмазный центр, но никак не музыкальный. Хотя за прошедшие годы наши ребята уже во многом изменили эти представления. Сегодня для профессионального музыкального сообщества страны Якутск стал признанным музыкальным центром. Неслучайно Юрий Башмет называет нашу школу «якутской школой музыки». В этом словосочетании есть признание того, что у нас уже сформирована своя школа (в смысле методики обучения), свои музыкальные традиции… Симфонический оркестр республики, все коллективы Государственной филармонии Якутии в подавляющем большинстве состоят из наших выпускников. Два года назад после концерта симфонического оркестра нашей филармонии известный музыковед Дина Кирнарская с нескрываемым удивлением и восхищением написала: «Коллектив вроде бы молодой, за пультами сидят юные девушки, молодые люди. А уровню мастерства, профессионализму, харизме, сильной энергетике оркестра могут позавидовать даже известные и опытные оркестры. Другими словами, симфонический оркестр Филармонии Якутии созрел для того, чтобы выступать наравне с ведущими оркестрами мира и на лучших площадках мира». Не это ли оценка нашей общей работы и работы педагогов школы?!

 А каких успехов добился Государственный ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии», который вырос из «недр» учебного заведения! Ансамбль уже в полной мере вписался в музыкальное пространство России — его концерты ежегодно включаются в абонементы Санкт­Петербургской, Ярославской, Татарской филармоний, различных музыкальных фестивалей. Два года назад незаметно для республики произошло историческое событие — ансамбль выступил в знаменитом Карнеги­холл в Нью­ Йорке! В этот зал допускаются только музыканты высочайшего уровня, и выступление в этом зале дает путевку в мир Высокой музыки, является своего рода показателем качества.

Мне кажется, надо обязательно назвать имена наших педагогов, которые составляют настоящий «золотой фонд» музыкальной педагогики — Лариса Габышева и Станислав Афанасенко, Лидия Новгородова и Ольга Кошелева, Анегина Ильина и Мария Николаева, Вячеслав Логинов и Мария Григорьева, Валерий Беляев и Александр Кузьмин, Юнона Упхолова и Альбина Герасимова, Ольга Гаврильева и Галина Попова, Зинаида Павлова и Елена Ким­Татаринова, Лариса Спиридонова и Александра Варламова и многие ­ многие другие. Мы помним тех, кого уже нет с нами, но они закладывали основы той самой якутской школы музыки, о которой говорит маэстро Башмет — Дондока Тарбаева, Петра Кривошапкина, Пахома Стручкова, Людмилы Потаповой… Еще раз подчеркну, что в подготовке музыканта профессионала огромную роль играет личность педагога по специальности, причем не только исполнительское и педагогическое мастерство, но и его мировоззрение, темперамент, интересы, отношение к профессии и жизни в целом.

Сегодня в Якутске идет насыщенная и интересная музыкальная жизнь с концертами, премьерами. Думаю, что за 25 лет наша школа не только изменила, но и создала свою музыкальную среду в республике. Школа участвует и в социальных программах города. Так, мы неоднократно выигрывали гранты в рамках конкурса «Народный бюджет», выступления наших учащихся можно услышать в медицинских учреждениях, парке культуры и отдыха, окраинах города. Отрадно, что выпускники школы ставят себе высокие цели, реализуются в профессиональном плане во многих музыкальных коллективах страны и за рубежом, участвуют и побеждают в музыкальных конкурсах. Можно сказать, что Якутия совершила настоящий прорыв в классической музыке за очень короткий срок, опередив свое время и создав инновационное учебное заведение — Высшую школу музыки.

Нас объединяет музыка

—  И этот опыт сегодня требует осмысления и оценки, возможно, какие-то алгоритмы можно было повторить в других областях, чтобы достичь таких же прорывных достижений в других сферах. Успех не бывает случайным, за ним всегда кроется труд и интеллект, креативный подход конкретных людей.

— Первым, конечно, нужно назвать Михаила Ефимовича Николаева, человека, который «видит за горизонт», опережает свое время лет на 20-30. Даже трудно найти слова, чтобы адекватно оценить его роль в судьбе школы. Он постоянно навещает нас, опекает и, кстати, нередко выступает со справедливой критикой — требует, чтобы мы не останавливались на достигнутом. Огромный вклад внёс первый ректор Василий Афанасьевич Босиков, чье имя присвоено школе. Тогда они начинали с чистого листа, сейчас можно оценить масштаб задач, которые приходилось решать, ведь аналогов Высшей школе музыки ни по внутренней организации, ни по инфраструктуре не было. Представляете ректора и его команду, которым приходилось заниматься и начальными классами и средним звеном и консерваторской программой?! Утроенный диапазон проблем. И всем материально техническим обеспечением проживания детей в условиях интерната… Мы до сих пор ориентируемся на глубоко продуманные учебные планы первого проректора Тамары Прокопьевны Сафроновой, в них почти 30% часов отдано индивидуальным занятиям музыкой. Это и есть индивидуальная траектория образования, о которой сейчас говорят в вузовской среде.

За эти годы сложился основной костяк коллектива преподавателей и воспитателей. Я возглавила школу три года назад и сразу почувствовала свою, особую атмосферу, которая царит в «канадской деревне». Педагоги очень четко понимают свои цели, потому, как у всякого человека, выполняющего миссионерские задачи, в них есть убежденность и внутренняя свобода. Их трудно «загнать в общие рамки» и не нужно. Я как руководитель очень ценю эту атмосферу, эту настроенность людей на результат. И дети ­ музыканты тоже другие — стоит посмотреть, как они внутренне преображаются, когда исполняют музыку. Это словами не передать — особая магия воздействия музыки на человека. Поэтому я стараюсь индивидуально подходить к каждому — и педагогу, и ребенку. Каждый музыкант индивидуален и неповторим, и общие схемы с ними не работают. Но нас всех объединяет одно — беззаветное служение музыке. У нас всегда звучит музыка, идут концерты, мастер ­ классы, приезжают и выступают выпускники, артисты. Творческая атмосфера, и в то же время в уютной домашней атмосфере, вдали от шума города, на природе.

Справка

 С 2010 г. ВШМ ежегодно организует Летнюю творческую школу. Республиканский конкурс «Новые имена Якутии» в семнадцатый раз собирает под своим крылом одаренных детей, за последние шесть лет в нем приняло участие 1318 конкурсантов из 82 детских школ искусств.

 В целях выявления одаренных детей из районов Крайнего Севера в ВШМ совместно с Фондом будущих поколений реализуется проект «Юные таланты Арктики». Наши педагоги выезжают в отдаленные улусы и отбирают музыкально одаренных детей (координатор Е.С. Карманова). Масштабным проектом ВШМ является Пасхальный фестиваль искусств «Золотые купола», который консолидирует лучшие исполнительские силы региона — оркестры, театры, концертные коллективы, музеи, кинотеатры, лучших исполнителей. Высшая школа музыки является научно ­ методическим центром общереспубликанского проекта «Музыка для всех» (рук. Харайбатова О.М.). Незабываемые музыкальные каникулы (т.н. «Пятая чет верть») школа организовала в Жиганском, Оленекском, Анабарском улусах с участием музыкантов ­ педагогов центральных консерваторий, ВШМ, музыкального колледжа, педагогического колледжа. В этом году к Международному дню музыки приурочен республиканский конкурс «Музыкальная семья».

Завоеванное признание  в музыкальном пространстве России

—  И давняя традиция Высшей школы музыки — участвовать в различных конкурсах и занимать призовые места…

 — Конкурсы — это часть процесса обучения, которая всегда дает скачок в раз витии ребенка. Подготовка, волнение перед выступлением, возможность послушать других конкурсантов очень подстегивают ребенка. Вот и сегодня у нас большая радость — выпускница школы этого года Фрося Ефимова стала лауреатом престижного и сложного конкурса скрипачей «Ауэр. Наследие». Специальный корреспондент радио «Орфей», музыковед Ольга Кордюкова сказала о Фросе следующие слова: «Ефросинья Ефимова исполнила труднейший концерт Сибелиуса. Она обладает волей и темпераментом, виртуозностью и пониманием стиля, а темный насыщенный мрачный звук, которым она владеет, временами заставляет вспоминать о суровых северных преданиях». Мы же одна семья, поэтому об успехе Фроси в эти дни говорят все — от поваров и водителей до ректора. Это наше общее достижение, тем более, что Фрося, поступив в школу в пять лет, прошла полный курс обучения от начальной школы до консерватории.

Этим летом духовой оркестр ВШМ стал лауреатом Всероссийского фестиваля конкурса духовых оркестров в международном детском центре “Артек”. Большое впечатление на слушателей произвело не только исполнительское мастерство оркестра, но и его оригинальный репертуар, который включал произведения якутских композиторов.

 Еще один воспитанник Айыллаан Саввинов прошел сложнейший отбор на телевизионный конкурс «Синяя птица». Айыллаану 16 лет, он играет на виолончели. Как отметили организаторы, наш учащийся продемонстрировал отличные данные, сценическую харизму, отличную профессиональную подготовку. Этот конкурс сложен тем, что он имеет не традиционный академический формат, а является настоящим шоу, которое требует психологической выдержки, эмоциональной устойчивости, быстрой реакции. Не будем загадывать на будущее, но хочу пожелать талантливому молодому человеку успехов.

Из последних достижений надо назвать отбор наших учащихся в «Оркестр будущего» — Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета. Из 2 тысяч молодых музыкантов, участвовавших в прослушивании по всей России, конкурс выиграли три наших ученика — скрипачка Даша Шахурдина (7 класс, педагог Л.И. Габышева), фаготист Алексей Адамов (11 класс, педагог А.В. Семенов) и кларнетистка Надя Степанова (9 класс, педагог В.Ф. Беляев), а также два выпускника школы, продолжающие обучение в Москве, Евгений Захаров (контрабас) и Кира Матвеева (гобой). Ребята уже приняли участие в составе оркестра в больших гастролях в странах Азиатско Тихоокеанского региона. Планы у оркестра грандиозные, им предстоит турне по лучшим концертным залам мира и России.

 В прошлом учебном году мы стали тесно сотрудничать с Башмет­Центром и включились в общероссийскую президентскую программу «Юрий Башмет — молодым дарованиям России». Президент страны выделил на этот проект грант, и каждый месяц к нам в школу приезжают выдающиеся исполнители и педагоги, как российские, так и иностранные, проводить открытые занятия для всех желающих юных музыкантов и их преподавателей. Благодаря этому сотрудничеству, у нас стабилизировалась система мастер — классов, что, конечно же, даст свои плоды в профессиональном плане.

Новые задачи  и устаревшие здания…

—  Да, сегодня мы уже завоевали признание в музыкальном пространстве страны, теперь перед нами стоит магистральная цель — стать конкурентоспособным центром для одаренных детей на мировом уровне. Согласно сформулированной цели и задачам, в 2016 году в школу был приглашен на работу Но Тэ Чол, дирижер и музыкальный менеджер из Южной Кореи. Перед ним были поставлены несколько задач, прежде всего, организация гастролей наших студентов и учащихся за рубежом, т.к. такие поездки расширяют горизонт познания мира учащимися, развивают их коммуникацию с международным музыкальным сообществом. Важнейшей задачей маэстро Но является привлечение иностранных студентов для  обучения в ВШМ. Надо сказать, музыкальное образование в странах Юго­Восточной Азии стоит очень дорого, поэтому в этом направлении у нас есть большой потенциал. Сегодня у нас учатся студенты из Южной Кореи и Китая. Активно развиваем и академическую мобильность научно — педагогических работников. Преподаватели кафедры специального фортепиано Сер гей Лебедев и Олеся Межевич были приглашены в Летнюю школу пианистов в г. Сеул в качестве педагогов. Флейтист Вячеслав Воронин работал членом жюри Всекорейского конкурса исполнителей на духовых инструментах. Зав. кафедрой духовых инструментов Александр Кузьмин приглашен на преподавательскую работу в Харбинскую консерваторию.

     Одним из стратегических направлений школы является формирование профессиональной музыкальной элиты из числа представителей коренных народов Севера и Дальнего Востока России. У нас обучались талантливые дети из Чукотки. В этом году, будучи на Камчатке, на встречах в детских школах искусств, колледже искусств, Министерстве культуры я рассказывала о школе и приглашала к нам на учебу. Это направление мы будем активно развивать в ближайшие годы, для этого у нас есть все возможности.

—  Какие еще задачи сегодня стоят перед коллективом Высшей школы музыки?

—  На посту ректора первым делом я систематизировала научную работу по четырем основным направлениям. В прошлом году мы заключили договор с музыкальной библиотекой Гарвардского университета по изучению коллекции записей музыкального фольклора народов Севера, которую выдающийся музыковед, якут по происхождению, доктор искусствоведения Эдуард Алексеев пере дал Гарвардскому университету и Высшей школе музыки. Вокруг такой ценной коллекции обязательно должна вестись научно исследовательская работа, поэтому в Школе мы открываем Центр традиционной музыки. Есть идея, предложенная Андреем Саввичем Борисовым, о подготовке артистов Театра Олонхо на базе нашей школы. Как известно, Олонхо является, прежде всего, музыкальным жанром. В этой связи необходимо разработать концепцию, общее видение процесса подготовки специалистов по данному направлению с учетом опыта работы нашей Школы и достижений современного этномузыкознания.

        Для того, чтобы Школе выйти на новый уровень развития, чтобы осуществить все свои планы и проекты, необходимо обновление материально — технической базы. За 25 лет наши здания состарились и поизносились, зимой в некоторых коттеджах холодно. Нам уже отвели территорию рядом для нового учебного корпуса, но пока проектно-сметная документация не разработана. Наша большая мечта в виде макета современного кампуса, который был сделан еще моим предшественником Иваном Ивановичем Наумовым, пока ждет своей материализации.

И музыка звучит…

Заметно, как благодаря выпускникам вашей школы хорошая качественная музыка «просачивается и пропитывает» наш город на самом бытовом уровне. Теперь не редкость на юбилеях и свадьбах услышать классическую музы ку в хорошем исполнении, летом на улицах играют скрипачи, в аэропорту — симфонический оркестр. Помню, как на открытии какого­то объекта выступал духовой оркестр с молодым дирижером, и как ему с удовольствием аплодировали таджикские строители…

— Да, нашим ребятам придется жить и работать в реальном мире, поэтому они не должны чувствовать себя словно в «башне из слоновой кости». Сейчас мир быстро меняется, меняются тенденции в современной музыке, молодые музыканты должны реагировать на эти современные веяния. Играть на улицах классику — это очень распространено в Европе, как и выступления оркестров на открытом воздухе или флешмобы музыкантов. Сейчас выступления симфонических оркестров пре вращаются в целые представления на стыке разных жанров. Как говорит наш Глава Айсен Сергеевич Николаев, в динамично меняющемся мире нужны инициатива, на пористость, стремление к лидерству. Поэтому мы сейчас думаем о том, как подготовить наших студентов не только как музыкантов, но и научить их неординарно думать, умело презентовать себя, находить новые, необычные формы работы, улавливать и понимать современные тенденции в музыкальном исполнительстве. Перемены происходят стремительно, и надо уметь соответствовать им на самом высоком уровне, быть открытым миру, верить в свои силы, но и, вместе с тем, не забывать своих истоков. Конечно, руководить Высшей школой музыки — это, прежде всего, большая ответственность, ответственность за талант одаренных детей, за педагогов, чей бесценный опыт необходимо еще осмыслить и описать в новых программах обучения. Скоро школе предстоит пройти государственную аккредитацию, которая требует тщательной подготовки необходимых документов, координации учебных планов и программ всех уровней образования, обеспечения выполнения требований государственных образовательных стандартов. Значение школы как музыкального вуза возрастает с каждым годом, ведь она меняет мышление, менталитет людей, продвигает цивилизацию вперед. А сейчас наступает эпоха, развитие которой основано на интеллекте и творчестве. В этом смысле Высшая школа музыки — это мощный креативный ресурс нашей республики.

Корреспондент Татьяна Бурцева

Соколов Александр Сергеевич,

ректор Московской государственной

консерватории им. П.И. Чайковского,

президент Международного союза музыкальных деятелей,

заслуженный деятель искусств Российской Федерации,

доктор  искусствоведения, председатель Попечительского

совета проекта Республики Саха (Якутия) «Музыка для всех»

Ректор Московской консерватории о ВШМ, Якутии и Михаиле Николаеве

19 ноября мы были участниками великолепного праздника в стенах нашей Московской консерватории имени П.И. Чайковского – концерта Высшей школы музыки, посвященного 25-летию со дня ее образования. Идея создания уникальной школы в трудные 90-е годы сегодня воплотилась в прекрасных концертах, в сотнях высококвалифицированных специалистов, работающих в России и в крупных оркестрах по всему миру. В те годы возникла и плодотворная крепкая дружба между консерваторией, лучшим профессорско-преподавательским составом Москвы, Санкт-Петербурга и республикой.

Сегодня благодаря инициативе Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева в республике крепнет новый проект «Музыка для всех». Я уверен, что и этот проект помогает нынешнему поколению детей и будет помогать многим будущим поколениям расти умными, интеллектуально и духовно богатыми, открытыми новым знаниям, людьми с высокой культурой. И в этом также огромная заслуга Первого Президента Республики Саха Михаила Николаева.

Я призываю всех, чья профессиональная жизнь связана с музыкой, искусством, творчеством, а также родителей детей, участвующих в проекте «Музыка для всех», отдать свой голос в конкурсе «Великие имена России» за присвоение аэропорту города Якутска имени Михаила Ефимовича Николаева. Имя аэропорта будет связано с сильной творческой личностью, человеком, служившим с громадной ответственностью и любовью своему народу, государственным деятелем российского масштаба.

 

 


Авторизация
*
*
Перейти на страницу
Top