Научно-исследовательская и творческая работа студентов

Научно-исследовательская и творческая работа студентов ВШМ рассматривается в как одно из эффективных средств повышения качества подготовки специалистов и резерва научно-педагогических кадров.

Для повышения эффективности научной деятельности студентов в школе проводятся различные мероприятия, способствующие выявлению и развитию научного потенциала студентов, а также повышающие мотивацию к занятиям исследовательской деятельностью.

За отчетный период Научное Студенческое Общество Высшей школы музыки осуществляло деятельность в соответствии с Уставом ВШМ и Положением о работе НТСО, утвержденным Ученым советом института. Основными его целями и задачами являются: профессиональная ориентация студентов, развитие их творческого потенциала, совершенствование и применение на практике полученных знаний и навыков, что позволяет повышать качество подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием.

Так, начиная с 2007 года, проводятся студенческие научно-практические конференции, посвященные различным актуальным вопросам музыкального искусства, исполнительства и образования. Численность студентов, участвовавших в научной деятельности за годы проведения, составляет более 270 человек. Отличительной чертой студенческой конференции Высшей школы музыки является то, что в ней наряду со студентами вуза принимают участие школьники (начиная с 8 класса), а также приглашаются участники из Музыкального колледжа им. М.Н.Жиркова и СВФУ. Это дает возможность общению студентов между собой, обмену опытом и интеграции мнений студенческого сообщества разных уровней. Координацию деятельности конференций осуществляет проректор по научной работе и руководители кафедр.

За прошедший период ВШМ проведено 5 конференций: «Студенческие музыкальные чтения», «300 лет фортепиано», «Учитель и ученик», «Классика и современность: проблемы анализа, интерпретации и исторических связей», «Личность и творчество».

В своих докладах студенты рассматривают вопросы развития музыкального искусства в историческом контексте, а также в связи с развитием других видов искусства, литературы, философии и эстетики. Многие обращаются к вопросам методики преподавания, музыкальной педагогики и новых педагогических технологий.  Большой интерес студентов вызывают темы связанные с теоретическим, исполнительским и методическим анализом произведений композиторов разных эпох и стилей.  Традиционно в каждой конференции присутствуют выступления с результатами исследований музыки композиторов Якутии.

По результатам выступлений ежегодно определяются лучшие работы студентов. Среди них можно, к примеру,  выделить следующие:

— «Гегель и Бетховен. Фортепианные произведения Бетховена как воплощение эстетических взглядов эпохи» Н. Ин-Кон-Чан(11 класс, КСФ,2009), рук. Е.А.Татаринова.

— «Курс фортепиано в комплексном воспитании оркестранта» М.Дедюкиной(11класс, ОСИ, 2009), рук. А.В.Варламова.

— «Современный рояль. Фирмы и особенности механики рояля разных фирм» Р.Корякиной(3 курс, КСФ,2009), рук. Л.В.Иноземцева.

— «Творческие воззрения М.И.Глинки» В.Гаврильева(КОДУИ,2010), рук. В.Ф.Беляев.

— «Из истории развития русской национальной вокальной школы пения с XVI века до  XIX века» М.Ивановой (КСП,2010), рук. А.Е.Ильина.

— «Роль тональностей в сюжетной композиции ХТК И.С.Баха» И. Сабаниной (7 класс, КСФ, 2011), рук. З.Г.Павлова.

— «Влияние личностей Торакусу Ямаха, ШиничиСузуки, ХидеоСайто на систему музыкального образования Японии» У.Тайшиной(1 курс, МП, 2012), рук. З.И.Кириллина.

Даже этот неполный список работ свидетельствует о широком диапазоне интересов и научных устремлений студентов.

Материалы конференций публикуются и, за аттестуемый период,  изданы четыре сборника материалов с названием, соответствующим теме конференции:

«Студенческие музыкальные чтения»: сб.материалов I НПК от 17 апреля 2007 г. Якутск:РИЦ АРКТИКА, 2009 — 75 с.(9,5 п.л.)

«Студенческие музыкальные чтения: 300 лет фортепиано»: сб.материалов II НПК 8 апреля 2009 г. Якутск: РИЦ АРКТИКА, 2010. (8 п.л.)

«Учитель и ученик»: сб. материалов III НПК от 14 апреля 2010г. Якутск: РИЦ АРКТИКА, 2011.—80с.(10 п.л.)

«Классика и современность: проблемы анализа, интерпретации и исторических связей» вып.4, 1-2 чч.: сб.материалов IV НПК 16 апреля 2011 г. Якутск: РИЦ АРКТИКА, 2012. (15,63 п.л.)

 Подготовка к изданию осуществляется редколлегией в состав которой входят А.С.Ларионова, И.И.Наумов, А.В.Варламова, З.Г.Павлова, Л.В.Иноземцева.

Кроме этого студенты ВШМ успешно принимают участие в научно- практических и научно-творческих конференциях проводимых другими вузами и различными организациями. Так, четверо студентов школы успешно выступили в I Республиканском Форуме творческой молодежи, посвященного 30-летию Союза композиторов РС (Я). Наряду с участниками из Арктического института, колледжа культуры, хореографического и музыкального училищ студенты ВШМ стали лауреатами и дипломантами этого интересного мероприятия проведенного Управлением по учебным заведениям (2009, организатор Ч.К.Скрыбыкина). Они выступили со следующими докладами: «Произведения якутских композиторов в концертной и конкурсной деятельности Высшей школы музыки» (Слепцов А.),  «Сюита для фортепиано «Северные пейзажи» Н.Берестова» (Николаева А.) «Г.Григорян – основоположник якутской фортепианной музыки» (Моякунова В.) и «Композиция — основа развития творчества учащихся Высшей школы музыки» (Ин-Кон-Чан Н.). Руководители докладчиков – А.В.Варламова и З.Г.Павлова.

Также, студенты ВШМ принимают участие в конференциях АГИИК и СВФУ:

           Ин-Кон-Чан Наталья (II курс, КСФ) стала лауреатом II премии Межвузовской студенческой философской конференции «Духовная культура и молодежь» (СВФУ, 2009) с докладом «Эпоха, выраженная в мыслях и в музыке» (рук. В.В.Михайлова и Е.А.Татаринова).

           Уарова Прасковья (V курс, КСФ) удостоена диплома научно-творческой конференции «Олонхо в контексте художественного образования» (2011г., АГИИК).

Мария Иванова (5 курс, КСП) приняла участие в Международной конференции среди студентов АГИИК, СВФУ и ВШМ на кафедре философии СВФУ с докладом «Гендерность и творчество» (2012, эстетика, рук. Михайлова В.В.).

В рамках научно-методической работы ежегодно проводятся теоретические и гуманитарныеолимпиады под общим названием «Сесилийские игры», в честь покровительницы музыкантов святой Сесилии. В нем принимают участие студенты 1-4 курсов. Инициатором и организатором олимпиады является кафедра истории и теории музыки. В конкурсе используются как традиционные, так и интерактивные методы.

Основной целью олимпиады явились не только активизация интереса к музыкально-теоретическим дисциплинам, углубление и закрепление знаний по общепрофессиональным дисциплинам, но и формирование профессиональных и общекультурных компетенций наряду с развитие научного и творческого потенциала студентов. Для этого в арсенале олимпиады имеются задания требующие умений и навыков научной и творческой работы – сочинение эссе на определенную тему, историко-стилистический целостный анализ музыкального произведения, сочинение музыкальных композиций (стилизация).  Общее количество участников Олимпиады за 4 года составило 129 студентов. Конкурс проводится в два тура, после второго определяются студенты, показавшие лучшие результаты по всем заданиям. За четыре конкурса званий лауреатов и дипломантов удостоились 14 студентов:

2009 – 1 место – Слепцов Алексей, 2 место – Иванова Мария, 3 место —  Захаров Василий . Звание дипломанта – Уарова Прасковья.

2010 –1 место – Слепцов Алексей, 2 место – Подиреча Юлия, 3 место – Ин-Кон-Чан Наталья. Дипломантами стали – КолодезниковАриан, Ефимов Александр, Иванова Мария.

 

2011 – 1 место – Ин-Кон-Чан Наталья, 2 место – Готовцева Снежана, 3 место – КолодезниковАриан.

2012 – Гран-при – Тайшина Ульяна, 1 место — Захарова Нина, 3 место – Ин-Кон-Чан Наташа. Дипломанты – Протопопова Надежда, МигалкинаАлита и Иванов Олег.

Среди эффективных методов развития научного потенциала студентов является обучение их анализу результатов собственной и чужой  деятельности, и определения области их применения к реальным задачам практической направленности.

Для этой цели, начиная с 2011 года, в ВШМ издается студенческая газета «Музыкальные новости», требующая умения готовить материалы к публикациям с использованием современного программного обеспечения, средств визуализации. Выпущено пять номеров газеты. Студенты и учащиеся с большим интересом отнеслись к этой идее и активно включились в работу. В газете публикуются материалы в разных жанрах – эссе, статьи, рецензии, интервью, информационные заметки. В газете отражается, прежде всего, музыкальная жизнь школы и наиболее значительные события, происходящие не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами.  К примеру, интервью со студентом Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова Владимиром Местниковым, приехавшим для участия в концерте симфонического оркестра филармонии 7 мая 2012 г., статья УльяныТайшиной о I Всероссийском музыкальном конкурсе по номинации «Камерный ансамбль», состоявшемся 27 сентября 2011 года на базе Высшей школы музыки. Впечатлениями о III туре этого же конкурса, прошедшем в Москве, поделилась участница струнного квартета Анастасия Готовцева. Струнный квартет по результатам прослушивания завоевал звание лауреата. В каждом номере печатается эссе на свободные темы, например «Идеал современного человека» (Катя Скурту), «Мы родом из детства» (Полина Слепцова) и мн. др.

Следует отметить, что за отчетный период, сравнительно с предыдущими годами, значительно активизировалась работа НТСО на всех кафедрах ВШМ. Вместе с тем, следует отметить необходимость увеличения количества студенческих научных работ, расширения и углубления их содержания. Этому может способствовать системное включение студентов в научные коллективы профессорско-преподавательского состава, разрабатывающих приоритетные научные направления ВШМ.

Авторизация
*
*
Перейти на страницу
Top