О научной деятельности

Научная деятельность ВШМ РС (Я) (институт) им.В.А. Босикова

Структура научной деятельности Высшей школы музыки включает в себя следующие компоненты:

  • Научно-исследовательская работа

— Диссертационные исследования;

— Организация, проведение и участие в работе научных, научно-практических конференций, конгрессов, конкурсов, семинаров и др.;

— Научные исследования: монографии, учебники, учебные пособия, сборники статей, статьи и тезисы докладов.

  • Научно-методическая работа:

— Составление и корректирование учебных программ и методических рекомендаций к учебным курсам; учебные и методические разработки;

— Руководство научно-исследовательской работой студентов (НИРС), творческой работой студентов и учащихся (участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах).

  • Издательская работа:

— Публикации научных статей, издания сборника научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий, научно-методических разработок и пособий ППС;

— Издание научно-методического, музыкально-просветительского журнала «Якутия музыкальная»;

— Издания материалов студенческих конференций, студенческой газеты.

Научно-исследовательская работа

Научная и методическая работа преподавателей Высшей школы музыки развивается в двух направлениях — в исследовательском плане (в рамках научной специальности 170002 «Музыкальное искусство») и в плане музыкально-педагогической проблематики, методики преподавания. Из числа работ по первому направлению, необходимо назвать три крупные исследования, выполненные преподавателями школы: Фортепианное искусство Якутии: творчество, исполнительство, образование» А.В. Варламовой, «Гармония в музыке современных якутских композиторов» Ч.К. Скрыбыкиной, «Камерно-вокальное творчество композиторов Якутии» Л.С. Спиридоновой. Эти работы, посвященные развитию музыкальной культуры республики, были защищены в качестве кандидатских диссертаций, что внесло большой вклад в развитие музыкальной науки Якутии. Кроме этого, педагоги разных кафедр ведут научные изыскания по вопросам современного композиторского творчества, проблемам методики преподавания разных дисциплин, по актуальным вопросам исполнительства. Их результаты представлены в докладах на научных и научно-практических конференциях. Так исследованием творчества якутских композиторов в различных аспектах занимаются А.В. Варламова, Л.С. Спиридонова, Ч.К. Скрыбыкина, З.И. Кириллина, Б.Н. Козловский. Вопросы, связанные с исполнительством на разных инструментах, изучают Ю.М. Упхолова, С.М. Афанасенко, О.Г. Кошелева, А.С. Дедюкин, В.Ф. Беляев, А.Э. Кузьмин. Работы по музыкально-педагогическому направлению ведутся многими преподавателями (Т.П. Сафронова, Е.А. Татаринова, З.И. Кириллина, Ч.К. Скрыбыкина, З.Г. Павлова, И.И. Сивцев, Л.В. Дедюкина и др.), которые целенаправленно работают над проблемами научно-методического обеспечения образовательного процесса, а также художественного образования в республике. 

Начиная с 2008 года, ежегодно проводятся научно-практические конференции под общим названием «Актуальные вопросы современного музыкального исполнительства и образования». За эти годы проведено 10 конференций, в том числе всероссийского и международного уровня. Тематика и содержание конференций в значительной мере связаны с проблемами строительства музыкальной культуры Якутии. Как правило, они являются межвузовскими, поскольку в них участвуют преподаватели учебных заведений других российских городов. Например, в конференции 2008 года, посвященной 15-летию ВШМ, приняли участие профессор Московской консерватории М.К. Чайковская, профессор РАМ им. Гнесиных И.П. Мозговенко, доценты Н.В. Волков и Н.М. Немсицверидзе и др. Они поделились опытом преподавания, выступили с сообщениями по современным  проблемам исполнительства и педагогики. На конференции 2009 года география участников была значительно расширена. В ней приняли участие кандидат искусствоведения Т.О. Барбазюк из Оренбурга, кандидат педагогических наук Л.И. Боровиков из Новосибирска, Л. Зиадуллина — Галямова из Казани, А. А. Коротичев из Магнитогорска, Я.М. Милкис (Канада), кандидат искусствоведения Л.П. Робустова (Новосибирск), С.В. Тереньева (Тольятти). В их выступлениях затрагивались различные стороны проблемы модернизации российского музыкального образования. На межвузовской конференции 2010 года, посвященной Году Учителя, с участием преподавателей Арктического института и Якутского музыкального колледжа им. М. Н. Жиркова были рассмотрены различные вопросы современной методики обучения игре на музыкальных инструментах, музыкально-теоретического и исторического образования, вокальной методики и др.  Были также затронуты вопросы музыкальной психологии и педагогики, пути внедрения инновационных технологий в учебный процесс. В 2011 году была проведена научно-практическая конференция, в первой части которой рассматривались вопросы перехода на новые государственные стандарты высшего и среднего профессионального образования, а также различные проблемы творчества и исполнительства, методики преподавания, анализа произведений якутских авторов. Вторая часть конференции была проведена в форме «Круглого стола» с участием Проблемной лаборатории «Философские основы гражданской культуры» существующей при кафедре философии Северо-Восточного федерального университета. Обсуждалась актуальная тема «Философия и музыка». В ее рамках был заслушан ряд интересных докладов: «Интонационная составляющая духовного мира человека и музыка», «Музыкальное творчество в контексте ансамблевой структуры», «Фортепиано: от инструмента к философии», «Музыка как невербальная символическая форма производства сознания», «Концепция национального в музыке: о соотношении культуры и цивилизации», «Миф и искусство», «Рэп и первобытная культура», «Гегель и Бетховен», «Музыка и Шопенгауэр», «Вагнер и Ницше», «Философы о музыке». Организатором и модератором дискуссий на «Круглом столе» стала кандидат философских наук, доцент кафедры философии СВФУ В.В. Михайлова. Конференция 2012 года, которая проводилась в преддверии юбилейной даты – 20-летия Высшей школы музыки, была организована на международном уровне. Для участия в ней был приглашен Эдуард Ефимович Алексеев, выдающийся этномузыковед,  доктор искусствоведения, академик Академии духовности РС (Я), сотрудник Международного института в Бостоне (International Institute of Boston).Это приглашение не было случайным, поскольку Э. Е. Алексеев, пользующийся мировым авторитетом, был в Якутии первым доктором искусствоведения. Отличительной чертой конференции стало углубление в вопросы, связанные с сохранением и развитием национальной культуры народов Севера. На конференции работали две секции. В первой — «Профессиональное творчество и фольклор» — рассматривались вопросы исследования фольклора народов Якутии и современного композиторского творчества. С докладами, кроме преподавателей ВШМ, выступили молодые ученые из Арктического института искусств и культуры, Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки, Казахского национального университета искусств, Университета Оганомидзу (Япония).  В этой секции были озвучены ценные исследования в области фольклора народов Якутии проведенные аспирантами АГИИК: В.Г. Григорьевой («Песня шамана Среднего мира Айыы Быйантая»), Л.И. Кардашевской («Интонационные особенности эвенкийских звукоподражаний»), В.Е. Дьяконовой («Якутские музыкальные инструменты в фондах Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки»). Фольклорная тематика была также затронута в выступлениях магистрантки А.Д. Татариновой из Новосибирской консерватории («Многоголосие в якутском осуохае»), Ж.А. Дьячковой («Особенности песенного жанра в музыкальном фольклоре чукчей»). С интересным сообщением «Якутская скрипка (кырыымпа): мифы и реальность» выступил преподаватель струнной кафедры ВШМ А.С. Дедюкин. Якутский фольклор является предметом исследования не только музыковедов Якутии: он вызывает интерес и у зарубежных коллег. Так, в программу конференции были включены работы Робин Харрис (США) «Возвращение к жизни: зов времени и ключевые факторы возрождения олонхо», «Сравнительная характеристика японских и якутских песен» Ямасика Массами (Япония). Фольклорная тематика была также представлена в докладах И.А. Цыбиковой-Данзын «Музыкальный фольклор в фортепианном творчестве Тувы» (Улан-Удэ) и О. В. Новиковой «Ладо-мелодические закономерности в тувинском героическом сказании «Хунан -Кара» (Новосибирск). Ряд интересных докладов, прочитанных преподавателями ВШМ, касался профессиональной музыки Якутии: «Якутская фортепианная культура: истоки и пути становления» (А.В. Варламова), «Камерно-вокальное творчество якутских композиторов: этапы становления» (Л.С. Спиридонова), «Балет «Ярхадана» З.К. Степанова» (З.И.Кириллина). Различные вопросы развития современной музыкальной культуры были затронуты в докладах Т.В. Павловой-Борисовой «Творчество композиторов Якутии на современном этапе», О.А. Урванцевой «Русская духовная музыка на Западе: XX век» (Магнитогорск) и Ю.А. Голубь «Музыкальная классика в современной культуре: музыкальный авангард» (Берлин). Интерес представило сообщение на историческую тему В.Г. Никулина («Церковные певческие курсы учителей хорового пения Якутской духовной Епархии конца XIX – начала XX вв.»). Во второй секции — «Проблемы художественного образования» — был рассмотрен ряд вопросов музыкальной педагогики и исполнительства в аспекте насущной потребности повышения качества музыкального образования. В работе секции приняли участие преподаватели Высшей школы музыки, Арктического института, Северо-Восточного Федерального университета, Казахского национального университета искусств, Новосибирской и Магнитогорской консерваторий. В частности, интересным был доклад преподавателя Якутского музыкального колледжа  Р.Г. Кордон «Фреймовое представление знаний». Активное участие в работе этой секции приняли преподаватели ВШМ, в частности преподаватели общегуманитарных дисциплин.  Среди них можно выделить такие доклады, как «Особенности межличностных отношений в музыкальном коллективе» В.Я. Давыдовой, «Проектная деятельность школьников (к проблеме самостоятельности)» Т.Н. Кварчия, «Другое» в традиционной культуре» Р.Д. Ушкановой, «Природа этнической идентичности в социальной философии» В.В. Михайловой, «Ученические проекты по экологии как форма межпредметной интеграции» А.В. Эверстовой, «Роль олонхо в духовно-нравственном воспитании школьников» Е.П. Полятинской и др. Вопросам методического характера были посвящены  выступления преподавателей  специальных  и теоретических дисциплин: А.Э. Кузьмина («Влияние Санкт-Петербургской школы на становление кафедры оркестровых духовых инструментов»), Т.В. Тихоновой («Ритмика как важнейший компонент начального обучения музыканта»), З.Г. Павловой («Творческие проекты ВШМ РС (Я) как компонент практико-ориентированного образования»), В.Ф. Беляева («Проблемы развития концертной деятельности учащихся ДМШ и ДШИ»). Весьма содержательными были доклады гостей конференции — кандидата искусствоведения В.В. Громадина из Москвы («Современные цифровые технологии – путь к обновлению творческой подготовкимузыканта»), Л.Н. Гаук из Южной Кореи («Использование современных интерактивных средств обучения в курсе музыкальной литературы»), Д.Ж.  Жумабековой из Казахстана («О непрерывном музыкальном образовании (из опыта работы кафедры скрипки КазНУИ), Е.Г. Исаевой из Астаны («Содержание музыкального произведения как методологическая проблема педагогики фортепианного исполнительства») и др.


Научно-методическая работа

Научно-методическая работа* преподавателей находит выход в создании учебных, нотных и методических пособий. За последние пять лет преподавателями школы написано и издано 19 учебных и учебно-методических пособий. Среди них такие издания, как фортепианные произведения композиторов якутии» А.В. Варламовой, «Вариационный цикл Р. Шумана «Симфонические этюды», ор.13» Ю.М. Упхоловой, «О некоторых особенностях исполнения скрипичных сонат Л. Бетховена» Е.В. Калининой, два выпуска учебного пособия «Хронография истории русской музыки (XX—XXI вв.) Б.Н. Козловского. Изданы нотные учебные пособия: «Сборник переложений для ансамбля (брасс-квинтета) медных духовых инструментов» И.И. Сивцева, сборник фортепианных сочинений Н.С. Берестова «Якутские акварели» (составители В.И .Берестова и А.В. Варламова) и др. Все работы в основном направлены на поддержку учебных курсов учебного плана как федерального, так и регионального компонента, а также расширения учебного репертуара для разных этапов обучения.

Межвузовское, межрегиональной и международное сотрудничество, осуществляется с первых лет работы школы, является одним из важных направлений ее деятельности, которое состоит в активном участии в научных, научно-практических конференциях и семинарах, проводимых в других регионах России и за рубежом (за 5 последних лет преподаватели ВШМ участвовали более чем в 15 форумах музыкантов – педагогов и прочитали 36 докладов на различные темы). Так А.В. Варламова, Л.С. Спиридонова, А.С. Ларионова, О.Г. Кошелева, Ч.К. Скрыбыкина участвовали во всероссийской научной конференции «Творчество композиторов Якутии в контексте развития национальных школ», организованной Министерством культуры и духовного развития РС (Я) в 2008 г. В последние несколько лет педагоги школы являются постоянными участниками Всероссийской (с 2011 г. Международной) научной конференции «Актуальные проблемы современного композиторского творчества» (конференция проводится в Красноярске в рамках Сибирского фестиваля современной музыки). В качестве докладчиков здесь выступали З.И. Кириллина, Ч.К. Скрыбыкина, А.В. Варламова и молодой композитор, выпускник, а ныне преподаватель ВШМ Н.А. Михеев, представлявшие современное композиторское творчество Якутии. В сборниках материалов конференций недавно опубликованы доклады: «Колористика и сонористика в музыке современных композиторов Якутии» Ч.К. Скрыбыкиной и «Из истории музыкального искусства Якутии (некоторые черты концертного жанра в творчестве Н.С. Берестова)» З.И. Кириллиной (2008). А в декабре 2011 г. А.В. Варламова подготовила сообщение на тему «Соната-фантазия для фортепиано В.В. Ксенофонтова (к проблеме раскрытия образно-художественного содержания)», а  З.И. Кириллина — «Бохсуруйуу: мифы, воплощенные в балете». Не остаются без внимания педагогического коллектива ВШМ и конференции, проводимые Арктическим институтом искусств и культуры. Это — международные конференции «Художественное образование в культурном пространстве Арктики» (2009), «Единое пространство культуры Евразии» (2011), республиканские научно-творческие конференции «Художественный образ Великой отечественной  войны» (2010) и «Олонхо в контексте художественного образования» (2011). С докладами на разные темы в этих научных мероприятиях выступали преподаватели А.В. Варламова, Ч.К. Скрыбыкина, А.С. Ларионова, З.И. Кириллина, Л.С. Спиридонова, С.М. Афанасенко, Р.И. Васильева, В.Ф. Беляев, З.Г. Павлова, Е.Х. Турнин и ректор вуза И.И. Наумов.

Преподаватели ВШМ также участвуют в международных конференциях и семинарах, проводимых за рубежом. Так, О.Г. Кошелева приняла участие в работе научно-методической конференции, проведенной в рамках Международного конкурса «Музыка без границ» (Литва, Друскиненкай, 2009), выступив с докладом «Интерпретация виолончельной сонаты Н. Берестова». В 2010 году Ю.М. Упхолова выступила на Международной педагогической конференции «Искусство и образование XXI века» (Ворзель, Украина) с темой «Духовность и классика». В том же году С.М. Афанасенко в докладах «Проблемы популяризации классической музыки Якутии» и «Вопросы организации концертной деятельности в Якутске» поднял эти актуальные проблемы на Международном семинаре Союза концертных организаций России в Австрии (Вена) и Голландии (Амстердам). Участие профессорско-преподавательского состава в межрегиональных и международных конференциях, с одной стороны, расширяет границы связей между вузами разных стран и городов, с другой — является способом распространения опыта работы ВШМ РС (Я).

Издательская деятельность

Другой важнейшей составляющей научной работы ВШМ РС (Я) является издательская деятельность. В этом направлении школа стабильно ведет работу по изданию сборников статей по материалам научно-практических конференций, монографий, методических пособий и рекомендаций. За последние годы издан ряд сборников статей и монографий, в которых большое место занимает проблематика деятельности ВШМ. Наиболее значительными изданиями являются: собрание статей и выступлений профессора М.М. Берлянчика, изданное в 2-х книгах («Проблемы художественного образования и музыкального исполнительства» и «Проблемы скрипичного исполнительства и педагогики»); монографический сборник материалов «Юнона Упхолова», составленный А.В. Варламовой (2008); монография Ч.К. Скрыбыкиной «Гармония в музыке современных якутских композиторов» (2012); три выпуска материалов конференций под общим названием «Музыка. Исполнительство. Образование» (2006, 2010, 2012). Ответственными редакторами сборников и монографий явились доктора искусствоведения М.М. Берлянчик и А.С. Ларионова, а составителями — кандидат искусствоведения А.В. Варламова и профессор ВШМ З.Г. Павлова. Кроме того, Высшая школа музыки с 2009 г. является учредителем научно-методического и музыкально — просветительского журнала «Якутия музыкальная» (главный редактор Т.В. Павлова-Борисова). В каждом номере отражаются различные стороны музыкальной жизни республики, в том числе многогранная деятельность педагогического коллектива ВШМ. Издание собственного журнала открывает широкие возможности пропаганды в республике и за ее пределами достижений музыкального
искусства, исполнительства, образования.

Научно-методические издания

п/п

Год

Автор(ы)

Название
работы

Вид

Гриф

Объем,
п. л.

1

2007

Спиридонова
Л.С.

Некоторые
аспекты создания и исполнения романсов П.И.Чайковского (на примере
ор.38): 

Метод. пособие

Др.гр.

1,25

2

2007

Калинина
Е.В.

О
некоторых особенностях исполнения скрипичных сонат

Л.Бетховена

Метод. рекомендации

Др.гр.

0,75

3

2007

Кошелева
О.Г.

Обучение
игре на виолончели

Метод
пособие

по
курсу «Методика обучения игре на

виолончели»

Др.гр.

2,5

4

2007

Кварчия
Т.Н.

Особенности
общения детей со взрослыми и

сверстниками

Метод
рекомендации для воспитателей

Др.гр.

1,0

5

2008

Ларионова
А.С.

Музыкальная
культура народов Якутии

Учеб.метод. пособие

Др.гр.

8

6

2008

Ларионова
А.С.

Теория
и методика музыкального воспитания младших

школьников

Метод
пособие

Др.гр.

9

7

2008

Алексеева
Г.Г.

Программа
с фонохрестоматией по учебным дисциплинам

«Якутский музыкальный фольклор», «Якутская музыкальная литература»

Учебная
программа

Др.гр.

7,3

8

2008

Сивцев
И.И.

Сборник
переложений для состава медных духовых

инструментов (брасс-квинтета)

Нотное
пособие

Др.гр.

3,5

9

2009

Берестова
В.И., Варламова А.В.

«Якутские
акварели». Избранные фортепианные

произведения Н.Берестова.

Нотное
пособие

Др.гр.

20,0

10

2009

Козловский
Б.Н.

Хронография
истории русской музыки (XIX в.)

Учеб-метод. пособие

Др.гр.

7,0

11

2011

Упхолова
Ю.М.

Методические
указания по педагогической практике для

студентов исполнительских факультетов муз-х вузов

Учебное
пособие

Др.гр.

0,75

12

2011

Упхолова
Ю.М.

О
работе над вариационным циклом Р.Шумана

«Симфонические этюды» (ор,13)

Учеб-метод
пособие

Др.гр.

2,3

13

2011

Волков
Н.В.

Искусство
игры на духовых инструментах

Учеб. пособие

Др.гр.

2,8

14

2012

Спиридонова
Л.С.

Камерно-вокальное
творчество композиторов Якутии

Учеб. пособие

Др.гр.

2,75

15

2012

Спиридонова
Л.С.

Вокальные
циклы композиторов Якутии

Нотное
учебное пособие

Др.гр.

2,75

16

2012

Козловский
Б.Н.

Хронография
истории русской музыки

(1 пол.
XX в)

Учеб. пособие

Др.гр.

14,75

17

2012

Сивцев
И.И.

Сборник
переложений для медных духовых инструментов

Нотное
пособие

Др.гр.

4,37

18

2012

Берестова
В.И. Варламова А.В.

Камерно-инструментальные
сочинения Н.Берестова

Нотное
пособие

Др.гр.

13,5

19

2012

Татаринова
Е.А.

Павлова
З.Г.

«Методические
рекомендации по самостоятельной работе

студентов

Методическое
пособие

Др.гр.

2,1

 

 

 

 

Авторизация
*
*
Перейти на страницу
Top