Содержание профессионально-образовательных программ.

    Учебный процесс в Высшей школе музыки РС(Я) осуществляется на основе государственных стандартов высшего и среднего профессионального образования в области культуры и искусства 2002–2003 гг.,а также государственных требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников заявленных специальностей.                       Профессионально-образовательные программы, реализуемые в учебном процессе Института, обеспечивают заявленный в лицензии уровень высшего профессионального образования. В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов вуз осуществляет базовое 5-летнее обучение студентов по специальностям: 070101 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов: фортепиано, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты); 070103 «Вокальное искусство» (академическое пение). Профессиональные образовательные программы, реализуемые в учебном процессе Школы ВШМ РС(Я) обеспечивают заявленный в лицензии уровень среднего профессионального образования. В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов (2002 – 2003г.г.).

   Школа осуществляет базовое обучение студентов (10 лет 10 месяцев) по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов). Стратегию развития учебно-образовательной сферы Института определяют следующие параметры: опора на федеральную концепцию профессионального музыкального образования как основополагающую базу; включение современных технологий, соответствующих новейшим тенденциям науки, педагогики; реализация регионального компонента в системе образования. Работа кафедр с типовыми учебными планами отражает этот процесс. Учебные планы Института и школы ежегодно корректируются и утверждаются Ученым советом вуза. Учебные планы института и школы включают в себя все указанные в стандарте циклы дисциплин: общих гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных, специальных.

   Расположение и перечень дисциплин в учебных планах свидетельствует об ориентации на поэтапную подготовку специалистов, исполнителей и педагогов. Дисциплины каждого цикла делятся на три раздела: Федеральный компонент; Национально-региональный (вузовский) компонент; дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом, а также факультативы. Разработанные в соответствии с ГОС учебные планы по всем специальностям имеют единую форму. Они состоят из: – Графика учебного процесса; – Сводных данных по бюджету времени (в неделях); – Плана учебного процесса; – Перечня дисциплин, входящих в федеральный, национально-регио¬нальный (вузовский) компоненты; курсов по выбору студентов, устанавливаемых вузом; – Перечня факультативных дисциплин; – Перечня видов практик; – Перечня экзаменов итоговой аттестации. Основные профессионально-образовательные программы института, представляют собой комплект учебно — методической документации, включающей: — рабочий учебный план; — рабочие программы дисциплин; — методическую документацию и материалы для проведения практических занятий; — контрольно — измерительные материалы для текущего контроля знаний; — контрольно — измерительные материалы для промежуточной аттестации студентов; -методические указания по выполнению курсовых и самостоятельных работ; — программы проведения практик, предусмотренных рабочим учебным планом; -методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ.     В учебных планах Института и Школы учтены все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, курсовые и дипломные работы. Средняя недельная аудиторная нагрузка в школе(31,9 ч.), в институте(36 ч. ) не превышает нормативы, установленные ГОС. Структура учебных планов, их объем, последовательность изучения дисциплин, продолжительность практик, формы промежуточного и итогового контроля соответствуют ГОС ВПО по каждой аккредитуемых основных образовательных программ. Общая продолжительность обучения по программам дипломированных специалистов составляет 5 лет по очной форме обучения. Теоретическое обучение, включая научно – исследовательскую работу студентов, экзаменационные сессии и практики – 202 недели(теоретическое обучение и практики – 175 недель, сессии – 27 недель). Исполнительская практика составляет от 8 до 12, 5 недель. Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту теоретической работы и исполнения концертной программы составляет не менее 8 недель. Общее каникулярное время за период обучения составляет до 50 недель. Соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов соответствует нормативам ГОС ВПО.

  Соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов соответствует нормативам ГОС ВПО. Максимальный объем учебной нагрузки студентов не превышает 54 часа в неделю. В указанный объем часов не входят обязательные практические занятия по физической культуре и факультативы. Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов является обязательным элементом учебного процесса ВШМ. Конкретные виды внеаудиторной работы студента устанавливаются в соответствии с содержанием учебной дисциплины, формой обучения студента, используемыми образовательными технологиями. Факультативные дисциплины, предусмотренные учебными планами, направлены на расширение и углубление профессиональных компетенций. Они не являются обязательными для изучения студентом. В учебных планах аккредитуемых специальностей и направлений количество зачетов и экзаменов в год не превышает 22 (экзаменов не более 10).

  В представленных учебных планах итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен (экзамены по отдельным дисциплинам и/или итоговый междисциплинарный экзамен по специальности/направлению, в зависимости от требований стандарта). Структура ООП соответствует требованиям ГОС ВПО. Учебные планы включают необходимые циклы дисциплин, факультативы, практики, итоговую государственную аттестацию. Содержание первых двух лет обучения, как правило, включает дисциплины, имеющие общеобразовательную и пропедевтическую функции (циклы «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», «Общепрофессиональные дисциплины»). В соответствии с требованиями ГОС циклы ГСЭ, ОПД, СД, ДС включают дисциплины федерального компонента, национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины по выбору студента. Блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, единый для всех факультетов и сгруппированный в основном на 1–3 курсах (за исключением дисциплин по выбору), ориентирован на формирование научной картины мира, на развитие общей культуры, на создание условий для жизненного и профессионального самоопределения личности.В федеральный компонент цикла в соответствии с ГОС ВПО в обязательном порядке входят, как правило, следующие четыре дисциплины: «Иностранный язык» в объеме не менее 340 часов, «Физическая культура» в объеме не менее 408 часов, «Отечественная история» — 105 часов и «Философия» — 140 часов. Помимо предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования дисциплин федерального компонента, в учебный план включены предметы национально-регионального (вузовского) компонента: История Якутии, Изучение национального эпоса Олонхо. Содержание всего комплекса дисциплин отражает широкий круг актуальных социально-исто¬рических, философско-эстетических проблем, нацеливает на углубленное изучение истории и культуры, самоопределения личности специалиста.

   Перечень дисциплин и количество часов блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин соответствует установленным нормативам. Коллективом кафедры подготовлено несколько спецкурсов по выбору студентов —«Психология и педагогика» (старшего преподавателя Давыдовой В. Я.), «Социология» и «Экономика и право» (кандидата экономических наук, доцента Васильева П.И.),«Итальянский язык» ( старшего преподавателя Хамудаева В. В.) и др.Содержание всего комплекса дисциплин отражает широкий круг актуальных социально-исто¬рических, философско-эстетических проблем, нацеливает на углубленное изучение истории и культуры, самоопределения личности специалиста. Перечень дисциплин и количество часов блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин соответствует установленным нормативам. Наименование, объем дисциплин, последовательность их изучения, виды контроля соответствуют требованиям государственного стандарта. Изменение объема часов для цикла ГСЭ не превышает 5% от объема, предусмотренного стандартом, что соответствует ГОС ВПО.

   Содержание дисциплин цикла ГСЭ ориентировано на формирование у студентов навыков анализа социально значимых проблем и процессов в обществе и на выработку умения использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; на овладение лексическим и грамматическим минимумом одного из иностранных языков с учетом профиля обучения, на умение читать и переводить тексты, вести беседу-диалог на иностранном языке; на знание условий и форм речевой коммуникации, владение техникой речевой деятельности и др. Содержание цикла«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» по аккредитуемым специальностям и направлениям подготовки специалистов соответствует требованиям ГОС ВПО. Цикл Общепрофессиональных дисциплин, направленный на развитие необходимых общепрофессиональных знаний и навыков индивидуализирован в зависимости от присваиваемой квалификации и интенсивно изучается на 1–4 курсах.Блок специальных дисциплин направлен на профессиональное становление музыканта, артиста, формирование их художественно-творческого мировоззрения, развития способности к самовыражению и изучается в течение всего периодаобучения. Данный блок также включает разделы федерального, национально-регионального (вузовского) компонентов, дисциплин и курсов по выбору студентов.Последний придает необходимую для реализации многообразной и постоянно развивающейся образовательной сферы мобильность.           Дисциплины общепрофессионального цикла позволяют осуществлять ежегодную работу с учебными планами, направленную на совершенствование их внутренней структуры, логической выстроенности циклов дисциплин, соответствия современной модели специалиста, общей стратегии развития вуза. Одной из важнейших, является задача оснащения студентов разносторонними знаниями в области искусства в целом, понимание новейших явлений мирового искусства. Это находит отражениев инициативекафедр, направленной на разработку и включение в разделы «Дисциплин по выбору», наряду с уже традиционно читаемыми дисциплинами, новых предметов: «Философия творчества» (кандидата философских наук, доцента Михайловой В. В.), «Семинар по критике» (доцента ВШМ Козловского Б. Н.), «Гармония в музыке якутских композиторов» (кандидата искусствоведения, доцента Скрыбыкиной Ч. К.) и т.д. Подготовка квалифицированных специалистов в области искусства для области и региона — одно из основных направлений учебной деятельности Института. Это определяет особое внимание к национально-региональ¬ному (вузовскому) компоненту учебных планов циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин, которые должны подготовить выпускников к решению современных задач, выдвигаемых потребностями музыкальной культуры Республики Саха (Якутия), помочь им активно включиться в процесс художественной жизни региона, максимально проявить себя творчески в современных условиях. Активно разрабатываются новые курсы, корректируется содержание традиционных. Так, практически, для студентов всех специальностей читаются курсы: «История якутской музыки» (доцента ВШМ Кириллиной З.И.), «Музыкальный фольклор Якутии» (доктора искусствоведения Ларионовой А. С.) и др. Содержание цикла «Общепрофессиональные дисциплины» по всем аккредитуемым специальностям и направлениям подготовки соответствует требованиям ГОС ВПО. Наименование дисциплин, их содержание, объем в учебных планах полностью соответствует требованиям ГОС ВПО.

  Структура цикла Специальных дисциплин направлена на профессиональное становление музыканта, артиста, формирование у студентов художественно-творческого мировоззрения, развития способности к самовыражению. Данный блок дисциплин изучается в течение всего периодаобучения. В национально — региональный (вузовский) компонент учебного плана пианистов включен курс «Якутское фортепианное искусство» (кандидата искусствоведения, доцента Варламовой А.В.), оркестровых струнных инструментов – «Ансамблевое музицирование, как гармоничное развитие специалиста» (профессора ВШМ Афанасенко С. М.); оркестровых духовых инструментов – «История развития духового исполнительства региона» (преподаватель Дедюкина Л.В.), для вокалистов — «Вокальное исполнительство Якутии» (преподаватель Степанова С. К.) и т. д. Тематика дисциплин специализацииопределяется несколькими факторами: необходимостью воспитания широко образованного, высокопрофессионального, конкурентоспособного, умеющего мобильно адаптироваться к современным условиям специалиста; оснастить его необходимыми знаниями в области культуры и искусства народов, проживающих в этом регионе, их национальных традиций и т. д.; эффективного использования творческого потенциала профессорско-преподавательского состава. Преподавателями кафедры специального фортепиано разработаныследующие курсы: «История методических воззрений (клавирные школы 17-20вв.)» и «Педагогический репертуар» (доцента ВШМ Иноземцевой Л.В.), «Специфика работы концертмейстера в оперном театре» (кандидата искусствоведения, доцента Спиридоновой Л. С.). На кафедре духовых и ударных инструментов разработан курс «Ансамблевое исполнительство на духовых инструментах» (профессора ВШМ Беляева В. Ф., преподавателя Сивцева И. И.) Кафедра сольного пения и оперной подготовки представлена курсом «Орфоэпия в пении», разработанным преподавателем Яковлевой Е. В. Факультативысодержательно дополняют разделы учебных планов и предоставляют достаточно широкий выбор дисциплин: «Фортепианная литература второй половины XX в.», «Концертмейстерская практика», «История музыкального театра», «Элементарная теория музыки» и др. Современные условия жизни требуют от специалиста компьютерной грамотности, умения работать с разнообразными методическими материалами. Для этого в учебные планы всех специальностей введен курс: «Музыкальная информатика» и «Современные информационные технологии». В учебных планах учтены различные виды практик, которые являются, неразрывной и важной частью учебного процесса (педагогическая, концертная, производственная (работа в хоре оперного театра, в оркестре Государственного цирка, оперном, филармоническом, в коллективах Государственного ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии» и вокальном ансамбле «Туймаада»), концертмейстерская, лекторская, что отвечает современным требованиям к содержанию и уровню подготовки специалиста. Сроки и объемы практик соответствуют ГОС. Таким образом, учебные планы Института и школы по перечню учебных дисциплин, распределенных по циклам и разделам, по количеству часов, выделяемых на их изучение, по видам практик и времени на их проведение; по нормам, определяющим максимальный объем учебной нагрузки студента, аудиторных занятий, периодичность и продолжительность каникул, соответствуют требованиям Государственных образовательных стандартов. Об уровне и качестве подготовленных учебных программ свидетельствуют как положительные отзывы ведущих специалистов соответствующих отраслей, так и востребованность их в других вузах страны: РАМ им. Гнесиных, Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке.

   Научно-методическая политика Института нацелена на обязательное периодическое обновление учебных программ, создание адаптированных, авторских программ, учитывающих современное состояние науки и культуры, региональные особенности. Обновление учебных курсов и соответствующего программного обеспечения связано и с необходимостью учета новых достижений науки, появлением новых педагогических технологий, новых тенденций в развитии ВШМ. Таким образом, опираясь на типовые программы, преподавательский коллектив Института продолжает вести поиск в области совершенствования методики преподавания этих дисциплин, разработку собственных учебных программ, отвечающих современным требованиям к содержанию изучаемого материала, отражающих своеобразие педагогической концепции. Важным условием для оптимизации учебного процесса, активизации самостоятельности студентов явилась большая работа преподавательского коллектива Института по созданию и внедрению в учебный процесс Учебно-методических комплексов (УМК). Задача оснастить все лекционные курсы УМК в электронном виде, что дало бы возможность более гибко выстраивать учебный процесс, более широко включать разнообразные формы самостоятельной работы студентов, оснастить студентов необходимым лекционным и методическим материалом была поставлена перед кафедрами.

   Учебно-методическим советом Института. К настоящему времени, практически все теоретические курсы обеспечены учебно-методическими комплексами, включающими: учебную программу по дисциплине, рабочий тематический план, тексты лекций (тезисы либо конспекты), контрольно-измерительные и методические материалы, рекомендуемую литературу. Среди них: – Сольфеджио для студентов исполнительских специальностей музыкальных вузов (доцента Павловой З. Г.) – Сольфеджио для студентов исполнительских специальностей вокального искусства (доцентаСкрыбыкиной Ч. К.) – Сольфеджио для студентов по специальности «Музыкознание и музыкально — прикладное искусство» (Кириллиной З. И.) – Гармония для студентов исполнительских специальностей музыкальных вузов (доцента Павловой З. Г.) – Гармония для студентов исполнительских специальностей вокального искусства (доцентаСкрыбыкиной Ч. К.) – Гармония для студентов по специальности «Музыкознание и музыкально — прикладное искусство» (Кириллиной З. И.) – Полифония для студентов исполнительских специальностей (доцента Павловой З.Г.) – Полифония для студентов специальности»Музыкознание и музыкально — прикладное искусство» (Татариновой А. Д.) – История зарубежной музыки для студентов инструментальных специальностей и вокального искусства ( Татариновой Е. А.) – История русской музыки для студентов инструментальных специальностей и вокального искусства ( Козловского Б. Н.) Все учебные программы в процессе подготовки к государственной аттестации были проанализированы кафедрами и Учебно-методическим советом ВШМ РС(Я) с целью установления их соответствия требованиям к содержанию подготовки выпускников, определенных ГОС.

Авторизация
*
*
Перейти на страницу
Top