20 лет деятельности и свершений

Для «Вестника художественного образования»

ГБУ РС(Я) «Образовательный ресурсный центр»

И. И. Наумов,

ректор Высшей школы музыки

Республики Саха (Якутия) (институт)

им. В. А. Босикова

 

ВЫСШАЯ ШКОЛА МУЗЫКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ):

20 лет деятельности и свершений

 

   Общественность республики, наши друзья и коллеги отмечают ныне 20-летие высшего музыкального образования Якутии, 20-летие существования Высшей школы музыки, завершившей становление здесь полной системы музыкального образования.

   Подводя итоги ее работы за двадцатилетний период, не лишне вспомнить некоторые исторические вехи и пути к ее созданию, способствовавшие интенсивному профессионально-творческому становлению нового учебного заведения.

   Известно, что развитие художественной культуры Якутской АССР в течение многих послеоктябрьских лет немало запаздывало сравнительно с другими союзными и автономными республиками бывшего СССР. Но в республике, тем не менее, существовали такие яркие явления культурно-художественного становления, как, например, рождение якутского театра, которое неизменно включало музыкальную (в том числе образовательную) составляющую. Это явление интенсивно развивалось во второй половине ХХ века: отметим создание Музыкально-драматического, а затем и собственно Музыкального театра, симфонического оркестра Радиокомитета, открытия Республиканской музыкальной школы, музыкального училища, детских музыкальных школ во всех районах республики. Вспоминается с какими огромными кадровыми трудностями столкнулось развитие музыкального искусства Якутии в те годы — ведь, в сущности, деятельность творческих музыкальных учреждений и учебных заведений республики почти полностью держалась только на приезжих специалистах.

   Критическая недостача собственных квалифицированных музыкантов, в частности, оркестрантов и преподавателей музыкальных школ, особенно проявилась в 90-е годы, когда искусство Якутии обрело новые импульсы развития. Уже тогда в общественном сознании республики зрели идеи расширения сферы профессионального музыкального образования и, прежде всего, организации целенаправленного обучения одаренных детей из всей республики в специальной школе-интернате.

   Эти идеи были горячо поддержаны и осуществлены первым Президентом Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаевым. Михаил Ефимович, проявляя особую заботу о развитии культуры и искусства республики, прекрасно понимал, что без подготовки собственных талантливых кадров неосуществимо ни создание новых учреждений искусства, ни художественное воспитание подрастающих поколений, ни развитие духовности населения на основе классического искусства. Поэтому, когда вскоре начались реформы в сфере российского образования и открылась возможность создавать альтернативные учебные заведения нового типа, было решено основать на базе «канадской деревни» трехступенный вуз, объединяющий в едином комплексе начальное, среднее и высшее музыкальное образование.

   Так в 1993 году была создана Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) — необычное по замыслу и воплощению государственное бюджетное образовательное учреждение, поставившая своей целью подготовку высококвалифицированных музыкантов-исполнителей.

  Первым ректором был назначен опытный руководитель в сфере культуры Василий Афанасьевич Босиков, плодотворно проработавший в этой должности 15 лет. Ныне школа носит его имя.

   ВШМ представляет собой единственную в России модель образовательного учреждения, объединяющего, как уже говорилось, три ступени профессионального обучения музыканта. Ее фундаментальными особенностями явились три концептуальных фактора: 1) совмещение в I–IX классах начальной (предпрофессиональной) музыкальной подготовки повышенного уровня с основным общим образованием; 2) реализация в X–XI классах полного комплекса учебных программ СПО; 3) концентрация в составе кафедр и отделений ВШМ лучших музыкально-педагогических сил Якутска и привлечение высокоавторитетных мастеров музыкальной педагогики из столичных вузов — Московской и Петербургской консерваторий, Российской академии музыки имени Гнесиных в качестве постоянных консультантов.

   Фундаментальным приоритетом этого процесса стала практико-ориентированная подготовка специалистов-музыкантов: начиная со средних классов учащиеся (в частности, оркестровых специальностей) привлекаются к практической деятельности — как в школьных, так и в производственных коллективах и других учебных и концертных учреждениях республики: в оркестрах Театра оперы и балета, Госцирка, Государственной филармонии РС (Я) (симфоническом и духовом оркестрах, исполнительских коллективах), Государственном ансамбле скрипачей «Виртуозы Якутии» и т.д.

   Педагогический коллектив ВШМ, воспитывая одаренных учащихся, отобранных в городах и улусах республики, за истекшее время оказал неоценимую помощь музыкальным учреждениям республики в преодолении острого недостатка квалифицированных специалистов, особенно ощутимого в музыкальных школах Якутии. Благодаря выпускникам ВШМ укомплектованы творческие коллективы недавно созданной Государственной филармонии Якутии — симфонический и духовой оркестры, струнный ансамбль «ArcoArktico», «Камерата-Якутск», Брасс-квинтет; восполнен недостаток оркестрантов в Театре оперы и балета, Театре танца и Госцирке, в Алданском концертном оркестре, ансамбле «Туймаада».

   Важней составной частью образовательного процесса в ВШМ является активная концертная деятельность учащихся и студентов. Без малого 20 лет ВШМ фактически выполняла функции филармонии. И сегодня продолжает работать детско-юношеская филармония ВШМ. Выступления солистов и различных творческих коллективов как в Якутске, других городах и улусах республики, так и в различных регионах России и за рубежом, вызывают неподдельный интерес и восторженные отклики профессионалов и большой слушательской аудитории. Среди них — концерты на прославленных сценах России и мира. Это концертный зал им.П.И. Чайковского, Большой и Малый залы Санкт-Петербургской филармонии, Большой театр и Кремлевский дворец съездов; Зал им. Е.В. Светланова в Международном Доме музыки; залы Музея им. А.С. Пушкина и Оружейной палаты; Большой зал Московской консерватории и Концертный зал РАМ им. Гнесиных и т.д., зал ЮНЕСКО в Париже и Страсбурге, в Италии, Франции, Австрии, Англии, Германии, Японии, Израиле, Португалии, Венгрии, Хорватии, Китае, Корее, Болгарии, Монголии, Казахстане, Украине и других странах.

   На протяжении ряда лет интенсивная концертная деятельность ВШМ является единственной возможностью пропаганды произведений композиторов Якутии. Представляя их творчество в разных уголках планеты, она, в свою очередь, стимулирует композиторов на создание новых сочинений.

   Используемый в Высшей школе музыки нестандартный подход к решению учебных и творческих задач позволил сформировать на базе школы Государственный ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии», который пользуется не только общероссийским, но и мировым признанием, по праву считаясь «визитной карточкой» Республики Саха (Якутия). В ВШМ успешно функционируют и другие учебно-творческие коллективы: симфонический оркестр, камерный и духовой оркестры, младший ансамбль скрипачей, ансамбли виолончелистов и арфистов, квинтет деревянных духовых инструментов, ансамбль флейтистов и др. Концертная деятельность ансамблей и солистов Школы в целом способствует увеличению числа учащихся инструментальных классов в музыкальных школах и организации в них подобных творческих объединений.

   Высшая школа музыки является инициатором и организатором крупных республиканских и международных творческих проектов. Один из них — проведение на ее базе Международного юношеского конкурса «Скрипка Севера» с 1997 года ставшего традиционным. В июле текущего года конкурс собрал талантливых скрипачей уже в пятый раз. С 2000 года ВШМ ежегодного проводит Республиканский открытый конкурс молодых исполнителей «Новые имена Якутии», включающий все номинации музыкального искусства (в том числе хореографию, фольклор и композицию). С 2002 года проводится ежегодный Пасхальный фестиваль искусств «Золотые купола», объединивший различные виды искусства. В фестивале ежегодно принимают участие ведущие деятели литературы, искусства и науки России из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Иркутска и других городов), выступающие с просветительскими концертами и творческими встречами.

   Заметны достижения ВШМ и в научной, методической работе. Преподаватели готовят и успешно защищают кандидатские диссертации, посвященные якутской профессиональной музыке. Налажено издание сборников научных трудов, в которых публикуются материалы ежегодно проводимых научно-практических конференций; выпускаются монографии, методические разработки, нотные сборники, учебные и нотные пособия, юбилейные издания, диски CD и DVD. ВШМ является учредителем собственного научно-методического и музыкально-просветительского журнала «Якутия музыкальная», который является единственным изданием подобного рода в Дальневосточном Федеральном округе. Студенты вуза и старшеклассники также приобщаются к научно-исследовательскому поиску — за истекший период состоялось шесть студенческих научных конференций, их материалы публикуются.

   ВШМ стала методическим центром, оказывающим помощь развитию начального музыкального образования в республике: осуществляются стажировки, курсы повышения квалификации и мастер-классы, которые проводятся не только на базе школы, но и непосредственно на местах. Эта деятельность оказывает влияние и открывает возможность получения высшего образования преподавателями других образовательных учреждений республики. Третий год в ВШМ функционирует Летняя творческая школа для учащихся и преподавателей многочисленных музыкальных школ республики.

   Теперь уже никто не удивляется участию и победам якутян в международных конкурсах, фестивалях, смотрах. За истекшие 20 лет учащиеся и студенты Высшей школы музыки около 700 раз становились лауреатами и дипломантами конкурсов международного, всероссийского и регионального уровня. Многие воспитанники ВШМ являются обладателями престижных наград и стипендий. Признанием достижений ВШМ стало избрание Якутска местом проведения в 2010-2012 годах отборочных туров Первого Всероссийского музыкального конкурса (в числе восьми городов России, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и др.). Наша образовательная программа подготовки специалистов-музыкантов в 2010–2012 годах была включена экспертным сообществом России в справочник «Лучшие образовательные программы инновационной России». По итогам конкурса «100 лучших вузов России», проведенного в 2009 году Независимым общественным советом, ВШМ стала лауреатом в номинации «Лучший национальный профильный вуз», а в 2011-13 годах вошла в национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России».

   О конкурентоспособности выпускников ВШМ свидетельствует их востребованность не только в Якутии, но и за ее пределами — в творческих коллективах России и за рубежом.

    Благодаря международному признанию достижений Высшей школы музыки  в профессиональной подготовке специалистов-музыкантов высокого уровня налаживаются двусторонние связи с зарубежными образовательными центрами, музыкальными обществами, учебными заведениями.

   В Высшей школе музыки РС (Я) сложился высокопрофессиональный и деятельный педагогический коллектив. Накопленный ими огромный опыт творческой и образовательной деятельности обеспечивает высокий уровень учебной, научной, методической и концертно-исполнительской работы всех подразделений ВШМ.

   Подводя итоги 20-летней деятельности, мы вступаем в новый этап развития, требующий существенных изменений в понимании своей миссии и роли в духовном и социально-культурном развитии республики и всего Дальневосточного региона России. Современные требования высшего образования ставят перед нами важные задачи осмысления, проектирования, реализации социально-духовной миссии.

   Вместе с тем, состояние и уровень развития музыкальной — шире говоря, художественной — культуры в целом, имея в виду ее состояние в городах и улусах Якутии, еще оставляет желать лучшего. С этой точки зрения, перед Высшей школой музыки стоят ответственные задачи подготовки квалифицированных кадров музыкантов нового поколения, отвечающих критериям высокохудожественного исполнительского искусства, в том числе педагогов для музыкальных образовательных учреждений. В наших выпускниках по-прежнему особенно нуждаются многочисленные музыкальные школы и школы искусств республики, а также симфонический оркестр филармонии, другие творческие коллективы.

   Поэтому, кроме традиционных образовательных программ — «Инструментальное исполнительство (фортепиано, оркестровые струнные и духовые инструменты)» и «Вокальное искусство», расширяя пространство высшего музыкального образования, мы лицензировали и внедряем в структуре бакалавриата весьма востребованную программу «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» по профилям подготовки «Музыкальная педагогика» и «Компьютерная музыка и аранжировка». С 2011 года ВШМ перешла на реализацию новых Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по специальностям «Искусство концертного исполнительства» и «Музыкально-театральное искусство».

   Дальнейшее расширение образовательного пространства Высшей школы музыки связано также с реализацией нового республиканского проекта «Музыка для всех». Совсем недавно, в августе текущего года ВШМ провела I Международный конгресс «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества», в котором приняли участие крупные российские и зарубежные деятели в области художественной культуры, музыкального искусства и образования. Конгресс, признавая выдающуюся роль музыкального образования в становлении растущей личности, в укреплении ее конкурентоспособности и социальной адаптивности, провозгласил расширение доступа к музыкальному образованию в качестве одной из целей развития национальной культуры и национальной системы образования. Средством реализации этой цели является проект «Музыка для всех», обсуждению которого и был посвящен I Международный конгресс в Якутске. Девизом конгресса и кратким выражением миссии проекта стали слова первого Президента Республика Саха (Якутия) М.Е.Николаева: «Приобщение к музыкальной классике – это не привилегия, а право каждого гражданина нашей республики». Мы готовы участвовать в осуществлении Проекта «Музыка для всех» для обеспечения его качества и высокого художественного уровня. Наше учебное заведение во многом уникально, потому что мы воспитываем одаренных музыкантов с самого раннего возраста и до окончания вуза. Кто же как не мы крайне заинтересованы в том, чтобы музыкальные таланты Якутии осуществляли свое призвание, чтобы их было больше, и чтобы духовная атмосфера в нашем обществе была бы проникнута заинтересованностью и уважением к классическому музыкальному искусству.

   В работе по проекту нам, прежде всего, необходимо увеличить набор по упомянутой выше специализации «Музыкальная педагогика», которая готовит преподавателей, в том числе и для общеобразовательных школ. Необходимо также учредить и бакалавриат по специальности «Инструментальное исполнительство», что ускорило бы выпуск преподавателей для музыкальных школ городов и улусов республики. На очереди и подготовка к введению в ВШМ новых специальностей высшего и среднего профессионального образования — обучения музыковедов и композиторов.

   Осуществление этих перспективных начинаний, естественно, связано с решением проблемы расширения и укрепления материальной базы Высшей школы музыки. Это — строительство интерната на 150 мест, где должны быть созданы необходимые условия для жизни, отдыха и плодотворных самостоятельных занятий детей. В дальнейших планах развития материальной базы ВШМ — строительство учебного корпуса и концертного зала на 200 посадочных мест.

   Для осуществления всего намеченного в 2013–2015 годах Правительством республики обещана большая поддержка. Так, строительство интерната вошло в Федеральную программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». С вводом интерната в эксплуатацию появится, наконец, возможность поселить в освободившихся коттеджах приглашенных высококвалифицированных специалистов и разместить бóльшее количество студентов, в том числе приезжих из различных территорий представителей Дальнего Востока, Забайкалья и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

   Конечно, задачи дальнейшего роста удельного веса деятельности Высшей школы музыки и возрастания ее роли в строительстве музыкальной, художественной культуры Республики Саха (Якутия) не исчерпываются развитием материальных базы. Потребуется непрерывная и неустанная забота всего педагогического коллектива о совершенствовании профессиональной подготовки учащихся и студентов, об овладении прогрессивными принципами, технологиями, методами обучения и воспитания современного музыканта как активного деятеля в области культуры и духовного развития человека.

in your community
Isabel Marant Sneaker Britney Spears releases new music video

people could wear a cloak called a himation
chanel espadrillesHow to Dress in Fashion Like the Celebrities for 2006
Apparel Maker Performance Indicates Diverging Consumer Demand
woolrich literary Alan is one of the most knowledgeable experts on men’s fashion

Apparel Maker Performance Indicates Diverging Consumer Demand
woolrich hamburg Alan is one of the most knowledgeable experts on men’s fashion
Creative Ways to Wear Neck Scarves
Woolrich Parka street to redemption fashions to older young women

Comfort Sandals For Walking And Everyday Wear
Orologi Replica the idea is to come for the hiking and camping

Trying out a different suit combo
Burberry Scarf trousers and a whole lot more

Growing Demand for Fashion Models
Louis Vuitton Outlet Take a look at that picture

Using an Events Management Company to Hire Models for Your Event
Bolsa da Louis Vuitton outstanding polo tshirt delicates for guys of the summer raise the temperature of

Fashion Tips for Semi Formal Boots With a Long Dress
burberry scarf getting paid when your clothes are sold

ancient chinese coins with center hole
burberry scarf college scholarships to make method selling

Management Discusses Q3 2013 Results
moncler sverige restaurant indigo chandler age-old in a niche community
Авторизация
*
*
Перейти на страницу
Top