Вера Носина: «Высшая школа музыки – золотой фонд республики!»

С 14 по 17 октября 2015 года в Высшей школе музыки РС (Я) прошел республиканский семинар «О значении наследия И.С. Баха в формировании полифонического мышления музыканта-профессионала». В программе семинара были лекции и мастер – классы профессора Российской Академии музыки им. Гнесиных, заслуженного деятеля культуры Киргизии, лауреата международных конкурсов, члена жюри многих международных конкурсов в Германии, Испании, Франции, Италии, Австрии, Польше, Литве, России — Веры Борисовны Носиной. О роли и значении Высшей школы музыки в музыкальной жизни республики, о международном конкурсе П.И. Чайковского — эти и другие темы в нашей беседе с Верой Борисовной.

 

Здравствуйте, Вера Борисовна. Во-первых, с приездом Вас, и разрешите задать Вам несколько интересующих нас вопросов. Скажите пожалуйста, как по Вашему мнению прошел нынешний конкурс П.И. Чайковского? Справедливо ли были распределены призовые места?

-Мне кажется, достаточно справедливо, потому что Дмитрий Маслеев очень выделился, особенно, когда играл концерт Прокофьева в финале. Очень понравились Джордж Ли, Лукас Генюшас и Люка Дебарг. Жалко, что Дебарг оказался немножко далеко, он получил четвертую премию. На первых двух турах он показал необыкновенную игру. Ему не повезло играть финал с оркестром, потому что оркестр был не очень готов, и они сами в этом признавались. Джордж Ли — очень яркий виртуозный пианист. В целом конкурс очень интересный и, по-моему, он прошёл на очень высоком уровне.

— А что Вы скажете про пианистов, которые не дошли до финала? Например, про таких замечательных пианистов, как Медведев и Фаворин.

-Да, безусловно, это замечательные пианисты.  И мне не совсем понятно почему они не прошли. Мне запомнилось чудесное исполнение Медведевым концерта Моцарта. Но вот бывают такие странности. Жалко конечно, но всех пропустить нельзя. Приходится кем-то жертвовать.

-Вера Борисовна, Вы — наш частый гость, и поэтому наверняка в курсе многих наших школьных дел. Скажите пожалуйста, какова роль, на ваш взгляд, нашей школы в музыкальной жизни республики?


-Высшая школа музыки имеет грандиозное значение в музыкальной жизни республики.

Во-первых, в школе очень высокий уровень. Во-вторых, это центральное учебное заведение для всей республики, да и на востоке страны, которое выпускает замечательные кадры. Без Высшей школы музыки культурная жизнь республики не имела бы подпитки и постепенно заглохла бы. Высшая школа музыки — это яркое культурное явление, золотой фонд республики и ее уникальное преимущество перед другими регионами. И поэтому всеми силами нужно поддерживать ВШМ. Ваши детки все прекрасно воспитаны, имеют широкий кругозор и яркое мышление.

— А что Вы скажете о работе кафедры специального фортепиано?

-То, что я слышала всегда и на лекциях, как реагируют люди, по-моему, деятельность кафедры трудно переоценить. Организуются всевозможные прослушивания, конкурсы, мастер- классы. И вот эта живая, интеллектуальная и профессиональная жизнь построена просто изумительно. Честно говоря, я сама позавидовала такой интенсивности. Юнона Михайловна Упхолова, можно сказать, творческий центр кафедры, она организует самые интересные мероприятия, собирает своей энергией и профессионализмом, тем самым поднимает вверх по ступенькам мастерства.

-Вера Борисовна, каков нынешний уровень музыкального образования в стране? Велика ли разница Москвы и Санкт-Петербурга от остальной части России?

-Безусловно, Москва и Петербург — сильнейшие образовательные школы страны. Но сами по себе они не могут питаться своими силами, они могут питаться тем, что представляет вся Россия. И в частности, Российская Академия музыки им. Гнесиных всегда с радостью ждет абитуриентов из Якутии. Это такие замечательные выпускники, как Александр Корякин и Наталья Зюзина. Сейчас у меня учится Валерия Бугаева, она выделяется особым отношением к своему делу, она очень хорошо развита, видно, что человек старается. Это очень важные качества. Вообще, Сибирь — очень сильный талантами регион. Вспомните, кто прошёл во второй тур конкурса Чайковского? Это все мальчики родом из Сибири, кроме Генюшаса.

-В этом году юбилей у таких великих композиторов как И. Бах, Г. Гендель и Д. Скарлатти. Какова роль этих композиторов в развитии музыки в общем и развитии клавирного искусства в частности?

Все эти три композитора, которых Вы назвали, определили пути развития европейской музыки на столетия вперёд. На их базе выросло европейское музыкальное искусство. Это, так сказать, «творческие дрожжи», это базис, грунт, основа того, на чем держится музыкальное искусство современности. Так что их роль безмерна, это великие гении, которых нам даровала природа и большое счастье, что они заложили такие основы.

Спасибо, Вера Борисовна.

Беседу вёл

Слепцов Алексей,

Преподаватель кафедры специального фортепиано

Высшей школы музыки РС (Я)

Top