«Полная отдача музыке» Вячеслав Воронин о работе в жюри Национального конкурса духовых оркестров Южной Кореи

С 2016 года Высшая школа музыки ведет активную работу по направлению развития международных отношений с сфере музыкального искусства и образования. Учащиеся, студенты, преподаватели Высшей школы музыки проходят стажировки за рубежом, принимают участие в международных конкурсах и фестивалях за пределами России. Лето 2017 года выдалось одним из самых активных. В июне этого года прошел масштабный международный музыкальный фестиваль «Классика белых ночей», в котором приняло участие более 150 музыкантов из Южной Кореи, Канады, России.

В июле 12 учащихся Высшей школы музыки посетили г. Енгволь (Южная Корея), где прослушали мастер – классы известных музыкантов Кореи и также выступили с сольными концертами. 4 воспитанника Школы прошли обучение в Летнем творческом лагере Люйшуньской школы культуры и искусств «Кайши» (г. Люйшунь, Китай).

А в августе этого года заведующий отделением духовых и ударных инструментов Высшей школы музыки Вячеслав Валерьевич Воронин был приглашен в г. Ханян (Южная Корея) на 42-й национальный конкурс духовых оркестров Кореи в качестве члена жюри.

Вячеслав Валерьевич, расскажите пожалуйста о том, как Вы получили приглашение стать членом жюри?

Предложение участвовать в составе членов жюри для меня было полной неожиданностью.  Профессор Но Тэ Чол, проректор по международным связям ВШМ, оказал мне большую честь, предложив мне эту работу. Ведь в составе жюри конкурса оказались люди очень серьезного статуса: профессора, дирижеры и руководители образовательных организаций и различных профессиональных коллективов разных стран. Среди них был директор Новосибирской спецшколы, председатель фонда «Юные дарования Сибири» Марченко Александр Тихонович, главный дирижер Государственного духового оркестра Казахстана Ахметов Канат Мугинович, профессор Национального университета в Тайване  трубач-солист и дирижер Иех Шу Хан и китайский флейтист из Гонконга тоже дирижер Гао Тай Бай. Оказаться среди такой плеяды музыкантов и работать с ними в одной команде было для меня большой честью.

 

Что бы вы могли сказать о конкурсе и о его организации?

42-й национальный конкурс духовых оркестров Кореи проводится ежегодно при поддержке мэрии города, Ассоциации духовиков Кореи, спонсора фирмы «Ямаха» и различных других фондов. В этом году было заявлено 112 детских коллективов –духовых оркестров общеобразовательных школ. Из них фактически были, по-моему, 105 оркестров. Участники делились на три возрастные категории по школам: Младшая школа с 1 по 6 кл., затем средняя с 7 по 9 и старшая 10-12кл. В каждой возрастной группе было три приза –кубка: золотой – 1 место, серебрянный-2 место и бронзовый – 3место. На втором и завершающем этапе избирался один лучший коллектив из трех возрастных групп, получивших «золото». 

Хочу отметить, что конкурс проводился среди непрофессиональных коллективов, находящихся на базе обычных образовательных школ, что не мешало им показывать высочайшее качество подготовки музыкантов! Организация была на высоте! Ведь нужно было прослушать более сотни коллективов состоящих от 30 до 100 оркестрантов, в течение пяти дней! Время на рассадку, выступление и уход каждому оркестру отводилось максимум 15 минут. Удивительно, но все строго укладывались в отведенное время, что говорит о высокой степени дисциплины и организованности. Особенность организации показалась мне в том, что каждый знал свое дело и четко его выполнял. Например, одни люди занимались рассадкой оркестра, другие настройкой, а дирижер занимался музыкой, т.е.  то, что я наблюдал часто в наших коллективах, это то, что всем занимается один человек, как правило дирижер. И посадкой и дисциплиной и настройкой оркестра и т.д. Здесь же, было несколько человек и каждый отвечал за свой фронт работы и делали они это очень слаженно.

Каков был уровень подготовки участников конкурса, были ли участники, которые Вас поразили?

Общее впечатление сложилось крайне положительное. Уровень подготовки большинства коллективов достаточно высок. Конечно были оркестры и низкого уровня исполнения, но здесь больше чувствовалось не вина исполнителей, а скорее некомпетентная работа дирижера. Все дети исполнители обладают высоким потенциалом и это было отлично слышно, но недостаточная работа или компетентность дирижера или руководителя не давала возможность детям раскрыться в той мере, в которой бы они могли. Но были удивительные оркестры и их большинство, где просто забываешь, что перед тобой непрофессиональный коллектив из обычных школьников! На столько качественная работа и дирижера и исполнителей!

Трудно ли было оценивать непрофессиональных музыкантов – любителей?

Система оценивания была такая же как у профессионалов т.е. без всяких поблажек. Оценивалось пять градаций по 30, 20 и 10 бальной шкале. Это :

 1 – насколько стройно играет оркестр.

2 – технология исполнения (артикуляция, ритм, киксы)

3 – звуковой баланс оркестра, насколько хорошо гармонируют различные группы между собой)

4 – Музыкальные эффекты и выразительная игра. 

5 – работа дирижера (техника дирижирования, контроль исполнения)

Какие у Вас остались впечатления от конкурса и от поездки в целом?

Насколько я верно понял со слов нашего переводчика, да и плюс судя по тому, что я увидел и услышал, понял одну главную вещь: Правительство Ю. Кореи очень много вкладывает в культуру, воспитание патриотизма, воспитание молодежи. Оно понимает, что это  будущее страны. Тот факт, что даже в обычных школах существуют огромные коллективы духовых оркестров и достаточно высокого уровня, говорит об огромном внимании со стороны Государства этому делу. Тут и финансовая поддержка, и поддержка на разных уровнях власти. Государство понимает, что вкладывая сегодня в воспитание и развитие молодежи и культуру, завтра оно увидит сильную нацию, воспитанную на основе культурных ценностей и патриотизма, а проще говоря, любви к Родине.

Что бы Вы хотели пожелать своим ученикам, воспитанникам?

Хотелось бы пожелать нам всем и профессиональным музыкантам и тем, кто учится, избрав эту профессию – любить и ценить то дело, которому мы посвятили свою жизнь. Глядя на ребят, обычных корейских школьников, которые может быть и не думают стать профессиональными музыкантами, я имею некоторую зависть о том, как они трудятся, как относятся к своему, даже может быть временному занятию, но с полной отдачей и желанием сделать работу качественно!

Авторизация
*
*
Перейти на страницу
Top