«От ренессанса до современности»

Так назывался филармонический концерт прошедший 3 февраля в зале Римо-Католической церкви, где находится до недавнего времени единственный на Дальнем Востоке духовой орган (в настоящее время подобный инструмент установлен еще во Владивостоке).

Это был второй сольный концерт органистки Федосьи Табыисовой в Якутске, который она посвятила 25-летию со дня основания Высшей школы музыки им. В.А. Босикова и 70-летнему юбилею Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н. Жиркова. И это не случайно, так как Федосья в 1995г. окончила музыкальное училище, а после окончания РАМ им. Гнесиных стажировалась в Московской консерватории на кафедре органа  под руководством  профессора Н.Н. Гуреевой-Ведерниковой. Позже обучалась в Высшей школе музыки и театра Заар  по специальности «Орган» (ФРГ, Заарбрюккен) в классе профессора Андреаса Роткопфа и под его же руководством окончила аспирантуру. Первые сольные выступления органистки состоялись в г. Заарлуи, где она работала в Евангелической церкви. В настоящее время Ф.Табыисова является преподавателем кафедры истории и теории музыки ВШМ РС (Я), а также ведет факультативный курс органа.

Этот концерт стал первым опытом исполнения Ф.Табыисовой ансамблевой музыки, где тембр орган зазвучал совместно с флейтой. Партию флейт исполнили артисты симфонического оркестра Якутской филармонии, лауреаты международных конкурсов Лена Дедюкина и Анастасия Слепцова. Вела концерт Елена Слепцова.

Солистка представила слушателям большую и интересную программу, включающую органную музыку различных эпох и стилей. Слушателям была предоставлена возможность сделать музыкальный экскурс и познакомиться с органной музыкой эпохи барокко, классицизма, модернизма и импрессионизма. Концерт можно условно разделить на три части. В первой были исполнены сочинения мало известных якутским слушателям композиторов: две обработки  немецкого органиста Арнольта Шлика «Даруй мир» и «Мария нежная, благородная» (16 в.), а также Прелюдия G-dur представителя северо-немецкой органной школы Николауса Брунса. Следующий блок концертной программы состоял из сочинений И.С.Баха и К.В.Глюка. Были великолепно исполнены сложнейшие сочинения И.С.Баха Трио-соната c moll и Фантазия для органа  G dur, в которых проявляется вся «стихия баховского творчества» (В.Галацкая) оркестровость звучания, разнообразие гармонии, драматизм образов.

 Известнейшую Мелодию для флейты из оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика» вдохновенно  исполнила лауреат международных конкурсов Лена Дедюкина под сопровождение органа.

Заключительный раздел концерта состоял из сочинений французских композиторов XX века. Прозвучали «Героическая песня» из цикла «Девять пьес» и «Песня мира» выдающегося французского органиста XX века Жана Лангле, импрессионистское «Интермеццо» Жана Ариста Алена и виртуозная «Токката» h moll Эжена Жигу. Все три композитора работали органистами разных церквей Франции и писали музыку не только для органа, но и для других инструментов.

В этом разделе орган зазвучал совершенно иначе — казалось, что звучит современный инструмент способный воссоздать другие тембровые (сонорные) возможности органа, в то же время, сохраняя только ему присущую мощь оркестровой звучности.

Завершился концерт исполнением «Анданте и рондо для двух флейт и фортепиано»  австро-венгерского флейтиста и композитора 19 века Франца Допплера. Это виртуозное сочинение стало достойным завершением концерта.

Спасибо всем участникам концерта за «Музыкальное приношение» своим Alma Mater в канун юбилейных дат  двух учебных заведений республики, воспитавших замечательных музыкантов-исполнителей.

Зав. КИТМ  Павлова З.Г.

4 февраля 2018 г.

 

 

Авторизация
*
*
Перейти на страницу
Top