Япония — удивительная страна! Поездка специалиста ВШМ РС(Я) в Японию.

Японская культура, наверное, одна из самых раскрученных в мире, одна из самых самобытных и богатых. Островному государству, благодаря своей изоляции от континента, удалось построить современное, развитое общество, сохранив древние традиции и обычаи.Столица Японии — город Токио, по сути является префектурой, который состоит из 23 «специальных районов».

Наша группа под руководством Е.С. Кармановой, Отличника культуры РС (Я), Стипендиата Правительства РС (Я), специалиста КПК ГБОУ ВО «ВШМ РС (Я) (институт) им. В.А. Босикова», состояла из представителей разных областей работы с детьми детсадовского и школьного возраста. Мы пребывали в Токио в течение недели, за которую посетили знаменитую школу Сузуки и Университет музыки г. Тохо.           

Шиничи Сузуки был скрипачом, педагогом, философом. Он имел и имеет глубокое влияние на музыкальное образование как в Японии, так и во всем мире. Его подход базировался на принципе, что «музыкальность — это не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита. Любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным — это не сложнее, чем научиться говорить на родном языке. Потенциал каждого маленького человечка неограничен». 
В настоящее время методом Сузуки пользуются десятки тысяч людей, преподавателей, родителей всех национальностей и во всех странах. Сам метод родился в тот момент, когда Сузуки связал уникальную способность детей с легкостью изучать родной язык с возможностью обучения аналогичным методом игре на скрипке — методом, который он назвал «Рождение таланта». Однако доктор Сузуки всегда отмечал, что утилитарное обучение музыке — не главная цель его работы. Это лишь путь, чтобы ребенок вырос достойным и благородным человеком: ведь, слушая с самого рождения прекрасную музыку, он впоследствии будет стремиться к красоте и гармонии во всех сферах своей жизни… 
Более пятидесяти лет назад Сузуки оценил важность того факта, что дети во всем мире легко и непринужденно постигают родную речь, и начал применять основные принципы развития и обучения речи в обучении музыке. К ним относятся постоянное повторение, слушание, родительская поддержка и ответственность. Вообще, роль родителей трудно переоценить — это и лучшие преподаватели (подчас кто-то из родителей специально учится играть на скрипке, чтобы играть малышу — именно там можно дать понять ребенку, чего от него ждут). Мама или папа ходят на урок с малышом и регулярно занимаются с ним дома. 
Раннее начало занятий очень важно, ведь первые годы жизни ребенка — это критическое время для развития умственных процессов и координации мышц. Первые годы, когда идет приобретение навыков родного языка и слух у ребенка находится на пике активности, — идеальное время, чтобы развить музыкальность. Слушание музыки должно начаться при рождении, а формальное обучение — в 3-4 года, хотя, на самом деле, поздно не бывает никогда. Ребенок растет и развивается в языковой среде. Почему бы не сделать музыку таким же окружением ребенка? Можно включать музыку, брать малыша на концерты — с повторным слушанием ребенок уже узнает музыку и легко запоминает. Таким образом происходит абсорбирование музыкального языка наравне с родным. 
При развитии речевых навыков ребенок, узнав слово и научившись его использовать, не отказывается от него при дальнейшем расширении словарного запаса — так и в музыкальном развитии, ученики повторяют уже пройденные сочинения, постепенно используя все новые навыки и приемы. И дальнейшее введение новых технических и музыкальных концепций в контексте знакомых произведений значительно упрощает этот процесс. Как и в речевом развитии, любое желание и попытка ребенка получить новые знания, любой вопрос должен быть встречен искренней похвалой и поддержкой. Каждый малыш уникален, он идет своим темпом, маленькими шажками преодолевая большой и сложный путь познания и совершенствования мастерства. И в совместном совершенствовании — залог радости и удовольствия для всех: детей, родителей, педагогов. Атмосфера великодушия, сотрудничества, радости за успехи других детей также составляют часть метода Сузуки. Для каждого инструмента доктор Сузуки подобрал репертуар, с помощью которого можно осторожно и последовательно развивать как музыкальность ребенка, так и приобретать технические навыки. При этом существует постоянный стимул: слушая более технически совершенную и сложную игру своих старших товарищей, малыши стремятся как можно скорее достигнуть их уровня. 
Известно, что детей советуют учить читать в тот момент, когда они в достаточной степени разовьют речевые навыки. Так и в методе Сузуки очень большое внимание отводится донотному периоду обучения: в это время ребенок старается достичь правильной постановки рук, точной интонации, красивого звучания и законченности музыкальных фраз. Многократные повторения, направленные не на заучивание определенной мелодии, а на точность самовыражения и раскрытие смысла музыки, дают гораздо больший эффект в плане становления и закрепления технических навыков. Об этом нам обстоятельно рассказала госпожа Мио Начури. Она сама в свое время занималась в школе Сузуки с пяти лет по классу скрипки, затем перешла в класс альта. В ее классе 30 учеников, но она успевает со всеми заниматься, благодаря сложившейся традиции активного участия родителей в учебном процессе.

Нам посчастливилось присутствовать на репетиции струнного оркестра. В этот день они оттачивали фразировку Бранденбургского концерта №3 G-dur И.С. Баха. Также прослушали Концерт для скрипки №3 G-dur В. Моцарта и ряд популярных произведений японских композиторов, таких как Традиционная японская народная песня «Сакура-сакура», Рапсодия на тему Кусацу-Буши для струнного оркестра.

Репертуар оркестра впечатляет своим разнообразием, учитывая то, что в составе коллектива были дети начальных и старших классов. Примечательно, что все они занимаются с раннего возраста с преподавателем частным образом платно и собираются оркестром один-два раза в месяц в арендованном помещении. Этот оркестр готовился к турне по Европе, и маэстро пошутил, что им нужно сегодня исполнить таким образом, чтобы нас пригласили и в Якутию. После прослушивания репетиции, мы еще долго говорили с Мио Начури о работе с учениками у них и у нас. Ознакомили с республиканским проектом «Музыка для всех» и для нее было открытием, что у нас музыкальное образование бесплатное.

Следующим этапом наших курсов было посещение Университета музыки имени Тохо Гакуена. Нас встретил и сопровождал профессор фортепиано Ясиа Имаси, владеющий русским языком.

Нам посчастливилось прослушать концерт учащихся класса профессора Геничиро Мураками. Учащимися средних, старших классов и магистрантами были исполнены Этюд ор.10 и Прелюдия ор 28 №22, 23, 24 Ф. Шопена, «Думка» П. Чайковского, Соната №21 Л. Бетховена, Соната №2 d-moll С. Прокофьева, Элегия ор 3 №1 Рахманинова, Французская сюита №5 G-dur. И. С. Баха, Вариации на тему Паганини И. Брамса, Соната Es-dur для фортепиано В. Моцарта, «Отражения» Равеля, Соната №16 a-moll Ф. Шуберта, «Большая соната» ор 14 Р. Шумана.

Сказать, что концерт был замечательным, — значит, не сказать ничего. Это был концерт полновесный, впечатляющий. Невозможно передать ту гамму положительных эмоций, которую испытываешь на концерте. Уже с первых минут понимаешь, что слушаешь не просто учащихся и студентов, а настоящих мастеров. В их исполнении слышались и мощь, и экспрессия, и страсть, самоотдача при безукоризненной технике. Мы сами себе завидовали, что не утратили тонкости восприятия чарующих звуков классической музыки.

После концерта мы долго общались с профессорами Геничиро Мураками и Ясиа Имаси. Впечатлила простота и доступность этих людей высокой культуры. Наш разговор касался не только музыки и методов воспитания музыкантов, но и самых разных тем. Профессор Ясиа Имаси заверил, что непременно примет участие в Международном открытом конкурсе молодых исполнителей «Розовая чайка» в г Якутск. Недельные курсы повышения квалификации для нас были очень полезными и явились позитивным настроем для эффективной работы с учениками.

 

Отличники культуры РС (Я), ветераны труда

И.Е. Васильева (фортепиано),

Н.А. Сабарайкина (скрипка)

Top