Получены методические рекомендации по итогам Профильной (хоровой) смены
Профильная (хоровая) смена проходила на базе Высшей школе музыки РС(Я) – опорной площадки Регионального центра по выявлению и поддержке одаренных детей Республики Саха (Якутия) по направлению «Основы музыкально – теоретического образования. Музыкальное исполнительство». В Профильной смене участвовали юные музыканты в возрасте от 6 до 15 лет – воспитанники Детских музыкальных школ Якутии.
Как отметила Марина Ивановна, главной целью работы с детским хором в рамках Профильной смены было сочетание обучения, воспитания и исполнительства, а также развитие музыкальных способностей и хоровых навыков у ее участников. За несколько дней юные музыканты познакомились со свойствами хора, а работа над развитием и формированием певческих умений и музыкально-певческих навыков проходила постепенно на протяжении всей Смены. Важными задачами, стоящими перед организаторами, стали развитие певческой эмоциональности, выразительности, ритмического чувства детей, а также формирование навыка певческой установки и музыкальной памяти.
Унисон представлял собой сложную проблему для хорового коллектива. Хотя идеальная ситуация, когда все дети обладают точной интонацией, редко случается, и поэтому требуется единство в коллективе и умение слушать и слышать друг друга. Различные факторы, такие как здоровье горла, слуха или недостаточное развитие музыкального слуха, могут быть причинами плохой интонации.
На хоровых концертах Летней творческой школы все произведения были специально написаны одноголосными с удобной тесситурой и небольшим диапазоном, чтобы соответствовать возможностям детских голосов. Фортепиано сопровождало исполнение, повторяя мелодическую линию и поддерживая гармонию. Репертуар включал композиции, способствующие развитию фальцетного звукообразования и звуков воздушных переходов. В исполнении произведений использовались театрализованные элементы, такие как перестроения и танцевальные движения, которые придавали выразительность и яркость выступлениям. Однако, важно было помнить, что эти приемы должны быть художественно обоснованы и не превращаться в простое демонстрирование эффектов.
В работе с детским хоровым коллективом активно использовалось пластическое интонирование. Руки играли важную роль в развитии умственной деятельности детей и связи движений с аудиальными впечатлениями. Они помогали контролировать голос, дыхание и учили детей воспринимать себя как музыкальный организм-инструмент. Пластика способствовала включению детей в образное воплощение произведений. Естественные движения, игровые или танцевальные, сопровождали интонации, мотивы и мелодии, позволяя детям еще глубже проникнуть в музыкальный мир и проявить свою индивидуальность.
Заключительное концертное выступление имело огромное значение для каждого ребенка. Оно стимулировало их работу в хоровой группе, позволяло проявить полученные навыки и умения на сцене. Для многих детей это был первый опыт выступления в составе хора, и они осознавали свою ответственность и важность момента.
М.И.Рудакова, разделяя высказывания художественного руководителя детской хоровой школы А.Пономарева, отметила: «Детский хор – это живое существо, которое постоянно растет, меняется и остается всегда молодым. Создание хора – это только первый шаг, а затем его нужно воспитывать и обучать, придавая ему образование и духовность».