И это все о ней….
Героиня нашей статьи — личность, несомненно, авторитетная и уважаемая для многих музыкантов. В 2014 году в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца В.В. Путин наградил ее почетным званием «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».
Кто не знает знаменитый Государственный ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии», являющийся «визитной карточкой» нашей республики? Этот известный коллектив стремительно и прочно вошел в современную музыкальную жизнь не только Якутии, но и далеко за ее пределами. Она — одна из художественных руководителей это прекрасного коллектива.
Профессор, а также почетный профессор Высшей школы музыки, она выпустила 25 первоклассных скрипачей, которые играют в знаменитых симфонических оркестрах, преподают в лучших учебных заведениях.
Учащиеся и студенты ее класса 70 раз становились лауреатами самых престижных международных и всероссийских конкурсов, таких, как Международный конкурс скрипачей им. А.И. Ямпольского, Международный фестиваль Канетти, Международные Дельфийские игры, Молодежные Арктические Дельфийские игры и т.д.
Ее вклад в общую копилку большого успеха Высшей школы музыки значителен. Не будем далее интриговать — речь идет о великолепной скрипачке Ларисе Иннокентьевне Габышевой. Коллектив Высшей школы музыки знает Ларису Габышеву как настоящего энтузиаста, 30 лет посвятившего воспитанию юных музыкантов и в эти дни сердечно поздравляет своего коллегу с юбилеем!
Как известно, путь становления музыканта долог — 15 лет отдано каждодневному труду овладения секретами инструмента. Сначала это была специальная музыкальная школа при Ленинградской консерватории (класс М.А. Славутской), затем была консерватория по классу профессора, народного артиста РСФСР Бориса Львовича Гутникова. Лауреат I премии знаменитого конкурса им. Чайковского, он являл собой редкое сочетание выдающего художника и педагога. По воспоминаниям Л. Габышевой, он мог идеально объяснить, потрясающе показывал, под его руководством был пройден почти весь основной скрипичный сольный репертуар; кроме своих занятий, она проводила много времени в его классе на уроках других студентов, слушая гениальные замечания, ловила каждое слово Мастера. Борис Львович был для молодой Ларисы примером бесконечного совершенствования…
С точки зрения преемственности исполнительских и педагогических традиций — Л. Габышева достойный продолжатель ленинградской скрипичной школы Л. Ауэра, с которой ее связывают педагоги школы и консерватории. И в своем методе обучения юных скрипачей в интернатских условиях ВШМ, она опирается на личный опыт учебы и проживания в прославленной школе. Ларисе Иннокентьевне вспоминаются памятные поездки в Санкт-Петербург, когда ученики Л. Габышевой играли в стенах ее родной школы, представляя своим исполнением своеобразный отчет, и получили наивысшую оценку ее педагогов….
По окончании вузовского курса Лариса Габышева уверенно вписалась в музыкальную жизнь Якутии. Трудовую деятельность она начала в 1978 г. концертмейстером оркестра в оперном театре. Одухотворенность и романтика, интонационная выразительность, поющий звук и виртуозная техника — таковы привлекательные качества музыканта Ларисы Габышевой. Будучи концертмейстером оркестра, исполняла на высоком художественном уровне все сольные скрипичные партии оперного и балетного репертуара, такие, например, как соло из балетов П.Чайковского «Спящая красавица», «Лебединое озеро», Л.Минкуса «Баядерка», «Пахита», «Дон Кихот», С.Пуни «Эсмеральда», Д.Шостаковича «Барышня и хулиган»; соло из опер П.Чайковского «Иоланта», Римского-Корсакова «Майская ночь» и др.
И, конечно же, у молодой скрипачки было много планов по реализации сольной карьеры. Это «Сонатные вечера» с пианистами Марком Слепцовым и Людмилой Окоемовой. Дуэты со Станиславом Афанасенко и трио с пианисткой Натальей Семенягой и флейтистом Дондоком Тарбаевым. Сольные выступления с симфоническим оркестром под управлением легендарной Галины Кривошапко. В те годы впервые была исполнена и записана Соната Григоряна для скрипки и фортепиано с М. Слепцовым. К слову сказать, ей посвящены сложнейшие произведения для скрипки Валерия Каца, Владимира Ксенофонтова. На якутском телевидении Л. Габышева и С. Афанасенко впервые исполнили концертную симфонию Моцарта для скрипки и альта с симфоническим оркестром Якутского радио и телевидения.
Видимо, ей всегда было «тесно» работать только концертмейстером оркестра, поэтому Л. Габышева создала свой камерный оркестр из профессиональных музыкантов симфонических оркестров театра и радиокомитета, с которым успешно концертировала в течение 10 лет. Его репертуар со временем включил многие произведения мировой музыкальной литературы — от классических концертов до популярных миниатюр, которым ее исполнение придавало особое очарование и сверкающий блеск. Коллектив много сотрудничал с народными якутскими певцами А. Ильиной, Н. Чигиревой, А Борисовой, А. Алексеевым и др. На общественных началах оркестр дал более 500 концертов, в том числе в Москве, Ульяновске, Магадане, Хабаровске и др.
Исполнительская деятельность имела огромное значение в процессе становления молодого музыканта, однако главным ее жизненным призванием стала все-таки педагогика. В далеком 1978 году сначала это было Якутское музыкальное училище и Городская музыкальная школа.
С 1993 г. Л. И. Габышева одна из первых преподавателей начинает работу в только что распахнувшей свои двери Высшей школе музыки Республики Саха (Якутия). Именно благодаря плодотворной педагогической деятельности Л. Габышевой на кафедре оркестровых струнных инструментов создана благодатная среда для эксклюзивной профессиональной подготовки скрипачей, но и педагог, в свою очередь, отмечает, что в «канадской деревне» были созданы все условия, в которых хотелось «дерзать, работать и творить».
И результаты не заставили долго ждать — практически через полгода учебы весной 1994 года ее первая ученица Катя Рахимова стала дипломантом в сложнейшем исполнительском конкурсе в Новосибирске. Это был первый успех в дальнейшей череде конкурсных званий учащихся и студентов ВШМ.
Профессор Габышева стремится, чтобы в игре своих подопечных природа инструмента раскрывалась с предельной полнотой. Исполнительское искусство ее лучших воспитанников сочетает классическую строгость и виртуозный блеск, пластическую выразительность и чеканность формы — играют ли ее ученики небольшую миниатюру или Концерт Брамса, они в равной мере подают их крупным планом.
Сегодня, когда слушаешь учеников ее класса, кажется, что они просто созданы для игры на скрипке. А тогда, 30 лет назад, некоторые из них не знали даже, как выглядит и звучит этот волшебный инструмент. Преподаватель использовала в работе и традиционный индивидуальный метод обучения и групповой. Все малыши ее класса, взявшие в руки маленькие скрипочки, на первых порах изучали одни и те же произведения. Занятия иногда проходили сразу с несколькими учениками, которые играли по очереди, прислушиваясь к замечаниям педагога. При непроизвольно возникающем творческом соревновании, дети очень быстро освоили инструмент: постановку левой и правой руки, овладели позициями, вибрацией, техникой исполнения сложнейших штрихов, флажолетов. Очень поощрялось Ларисой Иннокентьевной и то, что дети (помимо занятий в школе) находились в коттедже все свободное время. Дети кроме своих занятий слушали исполнение самого педагога, друг друга, а порой малыши засыпали под звуки игры старших учеников. Словом, они были погружены в творчески звучащую среду.
Сама же Габышева считает, что самое важное в ее методике, — кроме отсутствия на уроках отрицательных эмоций, — по-настоящему вызвать заинтересованность ребенка, что называется, «чтоб глаза горели». И ей это удается на протяжении всех лет! Действительно, стиль ее работы во многом определился личностными качествами. Только ей удается добиться, чтобы сразу, с начального периода (даже на инструктивном материале, в маленькой пьеске!), ученик извлекал максимум выразительных средств для достижения (пусть и малых пока) творческих целей, все детали исполнения полностью доносил до слушателя.
Еще одной особенностью педагогического почерка Габышевой является умение построить урок с наименьшей затратой времени и наибольшим охватом поставленных задач. Она никогда не ведет ученика по линии наименьшего сопротивления — постоянно добивается развития исполнительских черт и навыков, которыми они ранее не обладали. Общеизвестно, что художественное развитие ученика — процесс длительный, не терпящий суеты. Стоит ли сейчас говорить, что развитие каждого ученика Габышевой шло очень индивидуально — кто-то проявил себя как отличный ансамблист и оркестрант, кто-то — как прекрасный педагог, а кто-то — блестящий солист. Педагог чутко наблюдала за творческим ростом каждого своего ученика, успевала вовремя заметить «золотое зерно» его дарования, в какой сфере музыки это зерно даст наилучшие всходы.
По словам ее учеников, Лариса Иннокентьевна требовательный и доброжелательный учитель, который всегда и во всем готов поддержать своего воспитанника. Интересы ученика для нее всегда имеют приоритетное значение, поэтому в дальнейшем обучении каждый учащийся имел право свободно выбирать педагога близкого по духу. И когда ее первая ученица поступила в класс народного артиста СССР, профессора Эдуарда Грача в Московскую консерваторию, радости не было предела.
Касаясь вопроса репертуара, отметим, что Лариса Иннокентьевна стремится пройти с учеником за период обучения по возможности большее количество произведений различного жанра и стиля. Особый разговор — национальная музыка. В ее классе исполнялся почти весь (к сожалению немногочисленный) репертуар якутских композиторов, например, пьесы и Соната Гранта Григоряна и, конечно же, произведения Кирилла Герасимова, которые стали своеобразной «музыкальной визиткой» скрипачей Якутии.
Сначала состоялись выпуски учеников, которые уже пришли в класс Габышевой с начальной скрипичной подготовкой. Одна из ее первых учениц — упомянутая выше Екатерина Рахимова (лауреат восьми международных конкурсов), закончив консерваторию и аспирантуру Московской консерватории, успешно преподает в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П. Чайковского. Другая — лауреат пяти международных конкурсов — Дина Семенова, закончив ту же консерваторию, вернулась со временем преподавать в Высшую школу музыки.
А далее идет длинный список учеников, первые из которых поступили в памятном 1993 году. Сама юбиляр с любовью вспоминает своих выпускников, многократных лауреатов международных конкурсов Анну Ефремову-Васьковскую и Агафью Кузьмину (Государственная филармония Якутии), Афанасия Герасимова (концертмейстер ГТОиБ), Ксению Муромцеву (Московский оркестр кинематографии под управлением С. И. Скрипки), Екатерину Скурту (симфонический оркестр Государственного академического Мариинского театра, г. Санкт-Петербург), заслуженную артистку РС(Я), лауреата 11 конкурсов Ефросинью Ефимову, Анастасию Васильеву и Дарью Шахурдину (Виртуозы Якутии). Вырастают новые звезды, на которых возлагаются определенные надежды. Например, лауреат семи международных и российских конкурсов Айсулу Туркебаева. Как раз в преддверии Года педагога и наставника, ее воспитанница сделала прекрасный подарок своему педагогу — стала обладателем Золотой медали I Международных Арктических Дельфийских игр.
Созданный и руководимый совместно с С.М. Афанасенко ансамбль скрипачей ВШМ стал одним из самых популярных молодых музыкальных коллективов страны. Об ансамбле скрипачей написано много хвалебных слов, но здесь нельзя не отметить, что в исполнении участников ансамбля удивляет полнокровная музыкальность, сила и тонкость художественного такта, классическая точность выражения и мастерство владения инструментом. Международные конкурсы «Скрипка Севера» были крупными творческими проектами Якутии, собиравшими талантливых скрипачей шесть раз (с 1997 года).
Сегодня Лариса Габышева находится на пике своих творческих возможностей. Первые выпускники ее не забывают, с благодарностью вспоминают своего учителя; нынешние учащиеся и студенты, радуя своего любимого преподавателя, неуклонно растут в творческом плане. Ее коттедж опять полон новыми одаренными скрипачами. Государственный ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии» много концертирует, очень востребован и любим публикой. Не это ли составляет счастье педагога — результативно учить новое поколение «царице инструментов» — скрипке?
Хочется пожелать Учителю с большой буквы, являющейся одним из основателей признанной самобытной якутской скрипичной школы, и далее открывать таланты земли Олонхо.
И напоследок. Ничего случайного, на наш взгляд, в мире нет. И совершенно не случайно именно в самом начале Года семьи наша героиня празднует свой юбилей, а также 45 лет совместной жизни со Станиславом Максимовичем Афанасенко. Это настоящий творческий Союз единомышленников и прекрасный, гармоничный дуэт любви и верности.
Александра Варламова, канд. иск., доцент