Адресг. Якутск, ш. Покровское, 16 км, д. 2
Версия для слабовидящих
г. Якутск, ш.Покровское, 16км, д. 2Приемная комиссия9:00 до 18:00, Пн - Пт+7 (999) 999-99-99

МАРК НИКОЛАЕВИЧ ЖИРКОВ: ФОРТЕПИАННОЕ ИСКУССТВО ЯКУТИИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Марк Николаевич Жирков — выдающийся сын якутского народа, ключевая фигура в музыкальной культуре Якутии, поскольку он внес неоценимый вклад в развитие профессионального музыкального искусства, образования и науки. Это был и незаурядный государственный и общественный деятель.

Известная истина — память о человеке жива, пока его помнят. Очень важно, чтобы эта память действенна, активна. В этом смысле руководство Вилюйского улуса — земляков знаменитого основоположника профессионального музыкального искусства — делает много для того, чтобы память о многообразном творческом наследии Марка Жиркова жила и продолжалась.

Одним из ярких событий ноября, ставшим очередным увековечиванием памяти первого композитора Якутии, стало проведение уже Второго по счету международного конкурса молодых пианистов имени М.Н. Жиркова в стенах Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, которую в 1936 г. с отличием закончил Марк Николаевич. Мы гордимся тем, что он относится к числу выдающихся выпускников консерватории.

В свое время именно М. Н. Жирков, как никто другой, осознавал все более углубляющееся к началу 40-х годов несоответствие между выдвигаемыми временем задачами и их воплощением в музыкальном творчестве, музыкальном образовании и исполнительстве. Так исторически сложилось, что темпы строительства музыкальной культуры и музыкального образования в Якутии сравнительно с другими регионами России, например, Бурятией, Поволжьем, вначале были очень медленными. Например, в Башкирии первый период фортепианного творчества датируется уже с 20-х годов прошлого века. Впрочем, замедленность профессионального музыкального развития имела для Якутии и положительное значение — минуя полупрофессиональный уровень, как это было в Башкирии, где до 40-50-х годов пока — не появились первые профессиональные композиторы Нариман Сабитов, Загир Исмагилов — фортепианные миниатюры были представлены обработками народных песен не совсем в фортепианной фактуре: с примитивной гармонизацией, баянной фактурой.

Фортепианное же творчество Якутии сразу пошло по пути профессионализма, потому что первые произведения фортепиано появились благодаря Марку Жиркову. Он осознавал, что своими силами не сможет изменить ситуацию с национальным репертуаром – был слишком велик груз многочисленных обязанностей. Жирков был и художественным руководителем, и хормейстером, и дирижером, учителем пения и теории музыки, в конце концов — организатором музыкальной жизни в республике, ученым, публицистом и блистательным фольклористом. Именно благодаря титанической музыкально-общественной деятельности М. Н. Жиркова, по чьей инициативе в 1945 г. была организована поездка творческой бригады в Москву для создания национального музыкального репертуара путем привлечения московских композиторов, появились первые и сразу, повторим, профессиональные сочинения для фортепиано. В области камерной инструментальной музыки были написаны такие формы, как сюиты и пьесы для фортепиано композиторов Розы Ромм, Марка Мильмана и Льва Шульгина.

Эти произведения хранились в архивном фонде М. Н. Жиркова без малого шестьдесят лет и, насколько нам известно, никогда не исполнялись в концертной практике. И не в силу того, что имеют слабую художественную ценность, а потому что, как нам кажется, из-за объективных обстоятельств оказались забытыми и неисследованными. Допускаю, что это было связано с знаковым для того времени Постановлением об опере «Великая дружба» Мурадели в1948 г. Подобная акция была проведена и в Якутии в начале марта 1948 г. специальный документ «Доклад комиссии Управления по делам искусств при СНК ЯАССР по проверке состояния якутского музыкального искусства в связи Постановлением ЦК ВУП (б) об опере «Великая дружба» Мурадели.

Между тем, будучи первыми образцами якутской профессиональной фортепианной музыки, они представляют, прежде всего, большой исторический и теоретический интерес и могут, в силу своей несомненной художественной ценности, быть использованы как в концертном, так и в репертуаре учащихся-пианистов. А главная их ценность в том, что в них решена исторически важная задача перехода национальной музыкальной культуры от устной традиции к профессиональному нотированному композиторскому творчеству и освоением новых для национальной музыки инструментальных форм и жанров. Эти опыты помогли еще больше выявить специфику якутского фольклора, а самое главное — возможности соединения с традициями европейского профессионализма. Пьесы из «Якутской сюиты» Р. Ромм (1945) явились первыми образцами многоголосной обработки якутских песенных мелодий, а именно благодаря им, как мы знаем, осуществляется самый непосредственный контакт профессиональной и народной музыки. В основу четырехчастной сюиты Ромм легли подлинные напевы якутских песен из олонхо. Конечно, это не могло не быть фольклорно-цитатным этапом в процессе становления фортепианной музыки Якутии — эти обработки были созданы в тот период, когда в якутской музыке делались только первые попытки изучения и использования музыкального фольклора. Поэтому национальный характер в них проявлялся еще лишь внешне — в использовании отдельных, наиболее бросающихся в глаза «атрибутов» якутского национального творчества. В 1945 году фортепианная музыка и не могла быть написана иначе — только на основе собранного М. Н. Жирковым песенного материла из олонхо.

Сюита Ромм удобна по фактуре, не особо сложна в техническом плане и, несомненно, обладает художественной ценностью даже и в наши дни. Тому подтверждением факт, что Сюита уже для симфонического оркестра была исполнена Государственным симфоническим оркестром Союза ССР под управлением Н. Аносова в Москве, в Концертном зале им. Чайковского на вечерах якутской литературы и искусства в декабре 1957 г., а Роза Ромм была награждена Почетной грамотой Президиума Верхового Совета РСФСР. Таким образом, этот опыт фортепианных обработок, послужив творческой лабораторией композитора, положительно сказался в дальнейшем в симфонической музыке: их тематический материал был в дальнейшем использован автором в произведении для симфонического оркестра «Сюита на темы олонхо» (1957).

Напомним, что по инициативе М. Н. Жиркова в военном 1944 году была организована первая Республиканская якутская музыкально-хореографическая школа (далее — ЯРДМШ). Кроме сложных условий работы не было и нотной педагогической литературы. Это прекрасно знал и Марк Николаевич. Занятия проводились, как отражено в архивных материалах, «по давно запрещенной Школе Бейера». Как известно, в «Школе» Бейера основное место занимают технические упражнения. Нотный же материал, построенный на материале этих упражнений, в музыкально-художественном отношении не представляет интереса. Занимаясь по «Школе» Бейера, ученик приобретал некоторые элементарные навыки фортепианной игры, но почти не приобщался собственно к музыке. Поэтому Жирков был очень заинтересован и создании педагогического репертуара для детей. В ходе исследовательской работы над архивным фондом М. Н. Жиркова, мы выяснили, что первыми сочинениями педагогического репертуара в истории якутской фортепианной литературы являются детские пьесы из сборников «Десять песен Якутии» (ансамбли) и «Родная Якутия» московского композитора Леонида Шульгина (1945). На титульном листе этих рукописных нот рукой М. Н. Жиркова написано: записал и собрал М. Жирков. Эти сборники основаны на однотипном тематическом материале якутских песен: в первом сборнике они даны в ансамблевом изложении, во втором — для игры соло. Написанные с педагогической целью, сборники предназначались для начинающих пианистов (автор указал — для первых годов обучения и для начинающих).

Сегодня фортепианная музыка Якутии, являясь одной из важнейших ветвей музыкального творчества композиторов республики, располагает достаточно обширной литературой. Значительное место в ней принадлежит музыке для детей и юношества, которая включает в себя большое количество произведений различных жанров и форм, разнообразных с точки зрения тематики, средств воплощения и уровня трудности. Практически вся фортепианная литература, сочиненная с учетом технических возможностей учащейся молодежи разного возраста, может быть использована в репертуаре молодых музыкантов. Так, для начинающих обучение юных пианистов и учащихся средних классов музыкальных школ существует большое количество произведений с яркой программностью, простой и удобной фактурой. Концертные же сочинения, отличающиеся большей трудностью в художественном и техническом плане, охотно играют и концертирующие пианисты, и те, кто учится нелегкому пианистическому мастерству.

Благородную миссию вилюйцев по увековечиванию памяти Марка Жирова с большой заинтересованностью поддержала и Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова, ставшая одним из соучредителей конкурса. Профессорско-преподавательский состав участвовал в разработке первого Положения конкурса, а главное — в подготовке нотного материала — педагогического и концертного репертуара фортепианной музыки Якутии. Поскольку исполнение произведений композиторов Якутии является обязательным условием конкурса. Преподаватели Высшей школы работают в составе жюри конкурсов, а также достойно готовят участников конкурсных состязаний.

Практика двух конкурсов показала, что якутская музыка — богатая самобытным тематизмом, многообразной фактурой, выразительными пианистическими средствами, — нашла самый положительный отклик у молодых пианистов разных возрастных групп и их педагогов. Конечно, интерпретации произведений якутских авторов в исполнении юных и молодых пианистов были (и имели право!) самые разные, но самое главное — нашу музыку играли пианисты буквально всей России — от Калининграда, Урала и, естественно, Якутии (Москва, Якутск, Саратов, Екатеринбург, Пушкино, Санкт-Петербург, Казань, Калининград, Елец, Тюмень, Волгоград, Пятигорск, Вилюйск, с. Амга). Можно со всей уверенностью сказать, что она устойчиво вышла и на международный уровень, поскольку на двух прошедших конкурсах исполнялась музыкантами из Китая, Японии, Великобритании, Сербии.

Думается, что даже в самых своих дерзновенных мечтах Марк Николаевич не мог представить, что фортепианное искусство Якутии будет так широко представлено, что собранный им богатый фольклор (напомним, что М. Жирков был выдающийся фольклорист, им нотировано свыше 500 народных мелодий в двух народных стилях и танцевальных напевов) будет мотивировать композиторов, прежде всего, осознанием его как основы профессионального творчества. Потому что фольклор — и как живое творчество, и как система — возникал снизу, в качестве спонтанного самовыражения эстетических и этических потребностей народа, его философии, принимая при этом определенные формы без влияния европейской культуры. Заинтересованное отношение к фольклору, как главному стержню авторского творчества, составило основу и эстетических и мировоззренческих принципов, а также музыкально-стилистических ориентаций композиторов Якутии. Каждое новое поколение композиторов Якутии все глубже осваивало стихию народного мелоса и ритма, отражало специфику мировоззрения народа и его обычаи, верования и обряды, историю и эпос. Разумеется, что другим важнейшим истоком фортепианных сочинений якутских авторов стали многовековые традиции европейской музыки. Трудом нескольких поколений закладывался фундамент музыкальных жанров, выявлялись возможности адаптации традиционного искусства якутов к условиям иной художественной системы, накапливался опыт взаимодействия традиционной якутской и профессиональной европейской музыки.

На втором конкурсе в двух турах произведения якутских авторов звучали около 90 раз: М. Жиркова (аранж. А. Чжана), Г. Григоряна, Г. Комракова, В. Каца, Н. Берестова, З. Степанова, В. Ксенофонтова, К. Герасимова, П. Ивановой, Е. Неустроева, Н. Михеева. Она приводила в восторг любителей музыки, которые с интересом слушали конкурсные прослушивания в знаменитом концертном зале имени Н.Я. Мясковского в стенах Московской консерватории. Хочется поблагодарить всех молодых пианистов, принимавших участие в конкурсе и подаривших своим исполнением произведения композиторов Якутии минуты гордости за национальную музыку. Справедливы слова ректора Московской консерватории А.С. Соколова, который сказал на открытии, что «на этом конкурсе проигравших не будет, это будет импульсом для покорения новых творческих вершин».

Известно, какое влияние оказывает на слушателя вдохновенное, безупречное в художественном плане исполнение музыканта, однако без теснейшей взаимосвязи исполнительства и педагогики, вообще без педагогики как творческого процесса (искусства) невозможно развитие музыкальной культуры. Низкий поклон педагогам, подготовивших своих учеников. По мнению авторитетного международного жюри, исполнительский уровень молодых пианистов постоянно возрастает, а якутская музыка очень интересна и самобытна.

История показывает, что, вилюйчане — Глава Вилюйского улуса С.Н. Винокуров, работники Районного центра культурного наследия и народного творчества и некоммерческой организации «Фонд творческого развития им. М.Н. Жиркова» — достойные потомки своего земляка и делают все возможное для увековечивания памяти и творческого наследия Марка Николаевича Жиркова. Проведение таких масштабных мероприятий (не только конкурсов пианистов и вокалистов, но и постановка опер М. Жиркова, а в планах — и постановка балета!), требует немалой финансовой поддержки. С.Н. Винокурову удается талантливо находить и убеждать государственные и общественные организации, меценатов, депутатов и спонсоров («АЛРОСА», «РОСКОСМОС», «ЯТЭК», «Якутгазпроект») с призывом поддержать свои блистательные идеи — сделать этот мир красивым и гармоничным, прекрасным и процветающим, добрым и справедливым.

Таким образом, благодаря многогранной деятельности Марка Жиркова, сегодня фортепианное искусство, став составной частью многонациональной российской культуры (после первых композиторских опытов московских авторов), прошло стремительный путь развития, интенсивно продолжающееся и поныне: в этой области в настоящее время успешно работают самобытные композиторы, яркие исполнители, авторитетные преподаватели, творческая деятельность которых вносит весомый вклад в художественную и духовную жизнь не только республики, России, но и за рубежом.

Александра Варламова,
канд. иск., доцент,
заслуженный работник культуры РС(Я),
профессор РАЕН