Адресг. Якутск, ш. Покровское, 16 км, д. 2
Версия для слабовидящих
г. Якутск, ш.Покровское, 16км, д. 2Приемная комиссия9:00 до 18:00, Пн - Пт+7 (999) 999-99-99

Поздравляем с Юбилеем!

Коллектив Высшей школы музыки, профессорско-преподавательский состав, студенты и учащиеся сердечно поздравляют нашу дорогую Альбину Ильиничну с юбилеем! Мы искренне произносим слова благодарности за Вашу безграничную преданность делу, профессионализм в самом высоком смысле этого слова!

Среди благородной профессии музыкантов-педагогов, Учителей с большой буквы, имеются настоящие энтузиасты своего дела, бескорыстно ему преданные, отдающие все силы и энергию воспитанию новых поколений высокопрофессиональных кадров. Одним из таких специалистов и среди первых педагогов Высшей школы музыки является профессор кафедры специального фортепиано и бессменный концертмейстер вокальной кафедры, доцент, отличник культуры РС (Я), заслуженный работник образования РС (Я), обладатель почетного знака «Гражданская доблесть», ветеран труда Альбина Ильинична Герасимова.

Биография и трудовой путь Альбина Ильиничны самым тесным образом связаны со становлением и развитием фортепианного искусства Якутии. Она относится ко второму поколению музыкантов Якутии, которые в республике получали начальное и среднее профессиональное образование, а вуз — за ее пределами. Так, Республиканскую музыкальную школу, а затем Якутское музыкальное училище на отделении фортепиано Альбина Герасимова закончила на родине, а высшее образование продолжила в Дальневосточном педагогическом институте искусств. Такую систему обучения прошли многие музыканты Якутии на протяжении многих лет, до появления Высшей школы музыки в 1993 году. И вот уже более 30 лет высшее фортепианное образование есть и в самой Якутии, в становлении которого принимает самое активное участие Альбина Ильинична.

Маленькую девочку из далекого Горного улуса заметили на прослушивании студенты-практиканты Якутского музыкального училища и порекомендовали приехать в Якутск. Осенью ее экзаменовали уже педагоги Республиканской музыкальной школы и зачислили Алю в первый класс. С благодарностью Герасимова вспоминает своего первого учителя — Головкину Эмму Владимировну. Она сумела найти индивидуальный подход к несомненно способной девочке, задеть именно ту заветную струнку и приохотить к занятиям. По воспоминаниям Альбины Ильиничны, педагог все время хвалила ее, и это было самым отличным стимулом, чтобы стараться еще больше. В Республиканской музыкальной школе в первые годы была очень большая «текучка» педагогических кадров, потому что это были не местные кадры, которые, как правило, приезжали на короткий срок. К сожалению, Головкина вела уроки у Альбины только один год, а затем уехала. Неизвестно как дальше бы сложилась судьба Герасимовой, но случилось то, что должно было закономерно случится — домой, в Якутию в 60-ые годы стали возвращаться первые специалисты, получившие образование в центральных вузах. Вернулись, закончив Московскую и Свердловскую консерватории и первые пианисты.

Как то Альбина Ильинична сказала, что она счастливый человек уже потому, что ей повезло учиться у замечательных педагогов. В Республиканской музыкальной школе это была Анна Алексеевна Попова, первая профессиональная пианистка, она тогда только приехала после окончания Московской консерватории. Якутское музыкальное училище — это Майя Ивановна Иванова, яркая личность, талантливый педагог и организатор-воспитатель пианистов-профессионалов. И не удивительно поэтому, что на формирование педагогических взглядов А. Герасимовой большое влияние оказали ее непосредственные учителя. С удивительным чутьем и проницательностью она впитала все лучшее и наиболее ценное в педагогике этих замечательных мастеров, именно это в значительной мере определяет высокопрофессиональный характер ее методики преподавания.

Анна Алексеевна дала прочную начальную пианистическую базу. Среди общих принципов педагогики А. А. Поповой основополагающее место занимает систематическая и кропотливая работа над пианистическим аппаратом ученика с первых годов обучения. Будучи знатоком детской психологии и физиологии, она терпеливо, раз за разом, от урока к уроку формировала игровой аппарат ученика, параллельно шла работа над ритмом и т.д. Работу над художественным воспитанием учащегося она вела скрупулезно и методично, усложняя требования по мере развития ученика, никогда не упуская из виду принципиального высказывания А. Б. Гольденвейзера: «Не надо стремиться на каждом уроке, на каждой пьесе научить всему на свете. У нас мудрят, дают миллион указаний и в результате запутывают ученика». При работе над выразительностью фразы, Попова долго добивалась, чтобы ученик услышал модуляцию, ощутил блеск пассажа, выразительность кульминации, словом, все то, что впоследствии поможет ему осознать художественный смысл пьесы в целом. А. А. Поповой была присуща глубокая человечность и доброта к детям, все это отражалось в особой атмосфере ее класса. Анна Алексеевна умела быстро устанавливать с учениками крепкую связь, при которой становилось невозможным скрывать недостатки работы или быть недисциплинированной в посещении уроков. А самое главное — Анна Алексеевна научила Герасимову мечтать, и мечта эта была связана с дальнейшей педагогической деятельностью. Могла ли тогда маленькая Альбина подумать, что спустя много лет она вместе со своими же педагогами будет стоять у истоков высшего фортепианного образования Якутии?

Позади были годы учения в школе, никто не сомневался, что юная Альбина будет учиться в Якутском музыкальном училище на отделении фортепиано. Надо отметить, что при всей ее привязанности к своему педагогу, переход на училищный уровень прошел естественно, поскольку существовала преемственность класса Анны Алексеевны и Майи Ивановны. Это были единые требования к подготовке пианистов, только, соответственно, на другом, уже профессиональном уровне.

М. И. Иванова всегда учитывала индивидуальные особенности своих учеников, их природные данные, склонности и интересы, заботилась о преодолении трудностей работы с учащимися, которые не обладают удобным игровым аппаратом, например, имеют маленькие руки. Альбина Ильинична вспоминает, что Майя Ивановна прекрасно показывала, это была блестящая мелкая техника. Большую роль при этом Иванова отводила упражнениям и этюдам, которые она включала в работу ученика по мере необходимости. В этюдах она неизменно добивалась четкости, блеска, бравурности, то есть именно тех качеств, которые отличают подлинную виртуозность от простой моторной техничности. Замечания и советы Майи Ивановны, касающиеся работы над техникой, не однажды помогали Альбине Ильиничне в затруднительных случаях — найти верное движение, точный прием, что было с ее стороны вызвано желанием облегчить процесс обучения игре на инструменте.

Одним из решающих моментов свойственной М. И. Ивановой системы воспитания пианиста-профессионала является правильная ориентировка ученика на его будущий «профиль» деятельности, то есть ту область, в которой он сможет наиболее продуктивно работать как специалист. Иными словами, чуткость Ивановой как педагога проявлялась в умении помочь ученику определить свой «уклон», свой стиль профессиональной жизни, и, соответственно, организацию собственного развития. Она старалась рано прививать любовь к педагогической работе: сначала давала студентам отдельные поручения, а затем порой доверяла и самостоятельное руководство младшими учениками. Поручая посильные методические задания, Ивановой удавалось воспитать у своих питомцев любовь к педагогике, под ее чутким руководством Альбина Ильинична делала первые шаги на этом поприще.

Если просто сказать, что в общении с учениками М.И. Иванову отличало большое чувство такта и доброты — этого будет мало. Приведем всего лишь один пример из воспоминаний Альбины Ильиничны. Майя Ивановна по глазам увидела, что ее ученица пришла на урок голодная, сразу дала ей деньги и отправила в столовую. Речь о том, чтобы отдать долг даже не шел — «Отдашь потом своим ученикам».

Учитель — это не просто носитель определенной суммы знаний и владеющий методикой обучения, а партнер, самый непосредственный участник в судьбе ученика, это вечный пример для подражания.

У своих замечательных педагогов Герасимова научилась уважительно относиться к каждому ученику как к личности. До сих пор хранит она в памяти воспоминания о том, как по-матерински тепло к ней — интернатскому ребенку — относилась Анна Алексеевна, какими вкусными конфетами угощала за хорошо подготовленное задание к уроку, как в голодную пору студенчества помогала ей материально Майя Ивановна. Из этих нравственных уроков своих педагогов Альбина Ильинична извлекла моральную истину, которой придерживается всю жизнь: в житейских трудностях помогать ученикам, заботиться о них, относиться к ним с сочувствием и вниманием.

Высшая школа музыки РС (Я), как известно, работает по трехуровневой системе обучения, поскольку задачи профессионального музыкального образования требуют подготовки в избранной специальности с раннего детства, а самые первые шаги имеют важнейшее, если не решающее, значение для всего последующего развития пианиста. Поэтому с начальных шагов Герасимова приучает своих учеников, прежде всего, осознавать смысл того, что они исполняют на фортепиано, конкретно контролировать свою игру. В частности, умение воспроизвести «опертый», певучий звук Герасимова обычно воспитывает сначала на маленьких, простых заданиях, которые постепенно становятся органической необходимостью и потребностью ученика. Притом, эмоциональное восприятие музыки ее учениками никогда не упускается, ибо всегда «пропускается» через требовательный слуховой контроль.

Поначалу А. И. Герасимовой, по ее словам, было трудно после многолетней работы в Якутском музыкальном училище, учить маленьких детей с самых азов. Ведь в училище, как известно, продолжают обучение учащиеся, уже получившие первоначальное образование в музыкальных школах; за проработанные там двадцать три года Герасимова выпустила более тридцати хорошо обученных пианистов; многие из них впоследствии закончили вузы. Однако Альбина Ильинична взялась за новое дело с присущим только ей энтузиазмом. С общими принципами ее фортепианной школы органично связался начальный этап — систематическая кропотливая работа над аппаратом ученика с первых шагов обучения. Преподаватель постепенно вводила ученика в круг узкопрофессиональных задач овладения технологией игры на фортепиано, воспитание таких качеств, как точность, рациональность приемов фортепианной игры и проч.

Учебные программы занятий с детьми в ВШМ построены очень интенсивно. За прошедшие тридцать лет педагогической деятельности в ВШМ учащиеся класса Герасимовой от школьного уровня этюдов Черни и сонатин Клементи доросли в пианистическом плане до этюдов Шопена, Листа, Рахманинова, Скрябина. От крупных произведений школьного репертуара до концертов Рахманинова и Чайковского. А. И. Герасимова, развивая в ученике способность адекватного восприятия музыкального языка произведения, обращает особое внимание на соответствующий этой задаче выбор репертуара. По ее мнению, очень важно, чтобы в репертуаре, наряду с классическими произведениями, обязательно были близкие ученику по интонациям пьесы якутских авторов. Например, в средних классах школы, когда начинается непосредственная подготовка к исполнению самой сложной полифонической формы — фуги, она отдает предпочтение изучению полифонических сочинений якутских композиторов, поскольку в полифонии большое значение имеет интонационная выразительность исполнения, а ярко выраженный национальный колорит тематического материала намного облегчает эту работу.

А. Герасимова считает — для того, чтобы юные пианисты смогли передать национальное своеобразие в каждом его конкретном интонационном проявлении, верно передать образное содержание мелодики с ее ладовым своеобразием и импровизационной метроритмикой, они должны хорошо знать стилистические свойства народного пения. С этой целью при составлении Программы по специальному фортепиано для ВШМ по ее инициативе впервые были включены сочинения в списки обязательных произведений композиторов Якутии. Опять же по инициативе Герасимовой введена учебная дисциплина «Фортепианная музыка композиторов Якутии», который ведет каждый преподаватель отделения.

Все, что пишется якутскими композиторами, неизменно исполняется в классе Герасимовой. Сама Альбина Ильинична была первой исполнительницей «Фантазии на якутские темы» А. Даувальтера и ряда других произведений якутских авторов. Учащимися ее класса впервые был сыгран новый фортепианный цикл «Краски Севера» З. Степанова, а также посвященные Герасимовой цикл фортепианных прелюдий П. Ивановой, ее же Альбом для детей и вариации. Воспитанники Альбины Герасимовой часто исполняют с концертной эстрады цикл «12 прелюдий» Владимира Ксенофонтова, триптих «Северные пейзажи» и Сонатину Николая Берестова, Детский альбом Германа Комракова и другие сочинения авторов Якутии.

Педагогический арсенал Альбины Ильиничны Герасимовой богат тончайшими наблюдениями и выводами. По ее мнению, менталитетные особенности якутского народа проявляются у детей в несколько замедленном (по сравнению с европейцами) усвоении поначалу совсем незнакомого инструмента. Это обстоятельство требует от педагога особого терпения в работе с такими учениками. Зачастую только к 4–5-му классу, считает педагог, якутские дети выравниваются в процессе овладения нелегким мастерством фортепианной игры — ведь большинство из них, приехавших из якутской глубинки, ранее даже не видели фортепиано…. В работе с начальным контингентом учащихся-пианистов (чем в основном занимается педагог) решение множества других задач осложнялось и непростой проблемой адаптации детей, попавших в совершенно непривычные условия жизни вне дома.

Герасимова не боится брать в свой класс так называемых «возрастных» детей. Тому примером может служить, например, Лебедев Сергей, который поступил в ВШМ в 10 лет. Для специальных музыкальных школ начать обучение игре на фортепиано в этом возрасте считается нежелательным. Однако Альбина Ильинична разглядела в пареньке из Амгинского улуса несомненный талант. За не полных семь лет Сергей догнал своих ровесников, которые начали учиться в 6-7 лет и с успехом закончил вуз. Сегодня Сергей Иннокентьевич — доцент кафедры специального фортепиано, и уже его ученики — музыкальные «внуки» Герасимовой поступают в Московскую консерваторию, становятся лауреатами международных конкурсов пианистов.

Ныне А. И. Герасимова, являясь одним из ведущих педагогов-пианистов республики, мудрым Наставником, ведет большую научно-методическую работу: участвует в совершенствовании методики обучения и профессиональной подготовке специалистов, методическом обеспечении учебного процесса Высшей школы музыки. Она нередко выезжает в сельские районы Якутии с целью отбора одаренных детей, проводит консультации педагогов музыкальных школ городов и сел республики, активно работает в жюри различных конкурсов. В частности, проведение Республиканского конкурса «Новые имена Якутии» просто немыслимо без большого вклада в организационные моменты Герасимовой А. И. На ее мастер-классы с большим удовольствием ходят преподаватели. В республике нет преподавателя по фортепиано, который не знал бы Альбину Герасимову.

За более чем 50 лет работы учеников было много и все они разные, у каждого своя судьба, но их объединяет общее — все они ученики Альбины Ильиничны. В ВШМ — это выпускники СПО: Анна Васильева, Николаева Алена и Мичил Петров (2004), Анастасия Слепцова (2005), Джулия Слепцова (2005), Сергей Лебедев (2007), Алишер Салединов (2008), Петр Карамзин (2009), Ольга Другина (2013), Константин Данилов (2014), Марианна Слепцова (2015), Наина Пестерева (2018), Анастасия Евдокимова и Ангелина Ощепкова (2020), Карина Авелова и Дайаана Тимофеева (2021), Юлия Куличкина (2022), выпускники вуза Ольга Андреева (2018), Надежда Волкова (2019). Многие из них являются победителями Гран-при конкурсов, а также целого ряда международных, российских и республиканских конкурсов. А сама наш юбиляр не раз была удостоена почетными дипломами за подготовку лауреатов и принимала восторженные отзывы от членов жюри конкурса.

Мы не сомневаемся, что ученики класса А.И. Герасимовой — те, кто сегодня продолжают получать отличную фортепианную подготовку, и ее многочисленные выпускники говорят: «Мы счастливы уже только потому, что нам повезло учиться у замечательного педагога».

С юбилеем Вас, дорогая Альбина Ильинична! С новыми планами и их грандиозными свершениями! Покорения новых творческих вершин! Думается, что к нашим поздравлениям присоединятся многие коллеги-музыканты, Ваши ученики, работающие по всему миру и ученики Ваших учеников! Жизнь продолжается…..

 

Александра Варламова,

кандидат искусствоведения, доцент